Немецкий концерн Volkswagen (VW), на сегодняшний день мировой лидер автопродаж, оказался в центре самого громкого за последнее время скандала, в результате которого может понести убытки в размере десятков миллиардов долларов. В одночасье он стал большей угрозой для экономики Германии, чем долговой кризис для экономики Греции.
«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что проблемы у VW начались в конце сентября, когда Агентство по охране окружающей среды США обнародовало неприятную информацию: концерн использовал на своих дизельных двигателях хитрое программное обеспечение, которое во время тестирования автомобилей занижало показатели количества выброса вредных веществ. За манипуляции с данными лабораторных тестов в отставку отправили босса VW Мартина Винтеркорна. Концерну придется отозвать в США более полумиллиона машин, где могли быть установлены опасные для окружающей среды дизельные моторы. О намерении провести схожие проверки автомобилей Volkswagen уже заявили Германия, Франция, Южная Корея и Италия. Однако скандал с дизельными моделями VW на украинском рынке особо не отразится, утверждают отечественные эксперты.
Прокомментировать возможные последствия скандала с VW в Украине мы попросили главу Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко.
— Особых последствий для отечественного импортера VW мировой скандал с дизельными двигателями не предполагает, как, впрочем, и для украинских владельцев таких авто, — говорит Олег Назаренко. — Дело в том, что на сегодняшний день в Украине действуют нормы Евро-4 для ввозимых и выпускаемых в нашей стране транспортных средств. Это значит, что официально в Украину не поставлялись модели VW, оснащенные проблемными дизельными двигателями, а раз так — то и никакой отзывной компании по устранению проблем, выявленных в США, не будет.
При этом напомню, что уже со следующего года все ввозимые в нашу страну автомобили, равно как и выпускаемые здесь транспортные средства, должны соответствовать экологическим нормам Евро-5. Это как раз те модели VW, которые уличены в превышении норм по количеству вредных веществ в выхлопных газах. Теоретически, со следующего года такие бэушные автомобили могут завозиться в Украину. Каким образом немецкий концерн собирается решать возникшую проблему и насколько быстро ему удастся с ней справиться — покажет время.
В результате этого публичного скандала, который разразился 18 сентября и уже успел получить прозвище «дизельгейт», VW был вынужден частично приостановить продажи дизельных автомобилей в США, а акции компании упали на 35 процентов. Агентство по охране окружающей среды США выявило масштабную махинацию концерна, заключающуюся в том, что система контроля за выхлопами в автомобилях VW включалась на полную мощность только во время соответствующей проверки. Хитрое программное обеспечение, основываясь на показателях положения руля и нагрузки на механизмы, определяло, где находится машина: стоит в лаборатории или едет по дороге. В первом случае программа переводила работу моторов в щадящий режим, ограничивала эмиссию выхлопных газов, что позволяло обманывать проверяющих. Тогда как при штатной эксплуатации автомобилей содержание оксидов азота превышало допустимые нормы в 10—40 раз!
На сегодняшний день концерн уточнил, что технические проблемы касаются его автомобилей, оснащенных 2,0-литровым двигателем TDI, который был представлен в 2009 году и отвечает европейским экологическим нормам Евро-5. Данная модель двигателя выпускалась до 2012 года, когда на смену ему пришел новый более современный агрегат аналогичного объема, отвечающий Евро-6. Таким образом, моторы 2,0 литра с проблемным программным обеспечением устанавливались на такие модели концерна: Audi A3 и A6, VW Golf, Jetta, Passat и другие, выпущенные в период с 2009 по 2012 год. Как сообщает агентство Bloomberg, около 11 миллионов автомобилей Volkswagen по всему миру могут иметь некачественное программное обеспечение.
В США, где начался скандал, VW грозит штраф на сумму более 18 миллиардов долларов, что превышает годовой доход концерна. Так, в прошлом году VW продал в США 600 тысяч автомобилей, что принесло компании около 6 процентов от глобального дохода в размере 9,6 миллиарда долларов. Всего на счетах компании находятся 24 миллиарда долларов. Немецкое правительство опасается, что от скандала с VW также могут пострадать другие автопроизводители — Daimler и BMW. Ведь немецкая экономика очень зависима от автопроизводства, и скандал с VW может поставить под сомнение прогнозируемый в этом году рост ВВП Германии на 1,8 процента.
В связи со скандалом босс VW Мартин Винтеркорн выступил с официальным обращением к общественности. «Я лично глубоко сожалею, что мы подорвали доверие наших клиентов. Мы проведем независимое расследование этого вопроса и сделаем все необходимое для того, чтобы компенсировать причиненный ущерб», — заявил Винтеркорн. Однако это раскаяние не помогло ему избежать отставки — на пост нового главы концерна назначен Матиас Мюллер, ранее занимавший должность директора Porsche. Теперь ему предстоит труднейшая задача: в кратчайшие сроки вернуть доверие покупателей, инвесторов и регуляторов к крупнейшему немецкому автогиганту. Ныне VW старается изо всех сил убедить, что его автомобили до сих пор безопасны, а также уверяет, что в кратчайшие сроки разработает техническое решение, которое разрешит проблему с увеличенными выбросами вредных веществ и начнет исправлять проблемное программное обеспечение на своих моделях.
Не исключено, что подобные проблемы могут грозить и другим автопроизводителям. Так, по мнению бельгийской экологической организации Transport & Environment (T&E), Volkswagen не единственный, кто фальсифицирует данные о вредных выбросах. На протяжении трех последних лет T&E уже выявил множество способов для манипуляции данными экологических испытаний. Так, например, у дизельного BMW X3 выбросы оксидов азота превышают норму в 9,9 раза, у Opel Zafira Tourer — в 9,5 раза, у Citroen C4 Picasso — в 5,1 раза. И что удивительно, все эти модели успешно прошли тесты! Обманывают потребителей и в данных о расходе топлива — по утверждению бельгийцев, реальный расход топлива по сравнению с указанным многими производителями отличается на 40 процентов! По мнению специалистов T&E, скандал в США объясняется тем, что там существуют более жесткие процедуры проведения испытаний, чем в Европе.
Есть мнения по поводу того, что «дизельгейт» — целенаправленная стратегическая кампания США, призванная снизить экономический рост Евросоюза и вызвать девальвацию евро по отношению к доллару. Не исключено также, что скандал с дизельными двигателями поспособствует более активному внедрению европейскими автопроизводителями экологически чистых электромобилей. В частности, глава федеральной канцелярии Петер Альтмайер хочет, чтобы немецкие автопроизводители подтвердили свой имидж лидеров на мировом рынке и начали выпускать электромобили, которые превзойдут продукцию американской компании Tesla Motors. Об этом немецкий чиновник сказал во время интервью Bloomberg. «Я знаю Элона Маска. Он невероятный парень, так же, как и его автомобили Tesla. Я был бы очень рад, если бы немецкие автопроизводители начали выпускать электромобили, которые бы были значительно лучше и дешевле, чем продукция Маска», — заявил Альтмайер.