Политика

Александр Омельченко: "Киевляне должны быть хозяевами в своем городе, а не заложниками власти, бизнеса, застройщиков и монополистов"

8:45 — 8 октября 2015 eye 529

На днях 77-летний Александр Омельченко, десять лет (1996—2006 гг.) руководивший Киевской горгосадминистрацией и семь лет (1999—2006 гг.) занимавший пост мэра столицы, официально зарегистрировал себя и свою команду в столичном избиркоме. Старожил отечественной политики считает: чтобы власть была эффективной, нужны сильная команда, воля и опыт.

— Александр Александрович, у вас новая команда, в ней много молодежи. Расскажите о людях, которые стали вашими соратниками.

— Действительно, в моей команде, партии «Єднiсть» много молодежи, но есть и опытные люди, управленцы со стажем. Мы сохранили баланс, гармонично объединили знания и мудрость с энтузиазмом молодых людей. И таким образом сформировали эффективную команду, которой не может похвастаться нынешняя столичная власть. Не хотелось бы обижать Виталия Владимировича, но он и его соратники, если их можно назвать такими, явно проигрывают. Тут нужна не сильная рука, а сильная команда, воля, опыт.

— С высоты вашего опыта, на какие проблемы Киева посоветовали бы обратить внимание в первую очередь?

— Я вижу, что город плывет в никуда. Ни один мэр, начиная с Черновецкого, ничего не смог предложить для развития Киева. Такое чувство, что мы в свое время, в 2006 году, сдали пост, но его так никто и не принял. Никто не решает глобальные проблемы столицы. Например, тот же канализационный коллектор, который находится в аварийном состоянии. И это стало понятно всем этим летом. Три района сидели сутками без воды. Это недопустимо. Когда я был мэром, началось строительство второй нитки коллектора, но потом все работы заморозили. Я поднимал проблему канализационного коллектора в этом году, обращался к премьер-министру. 250 миллионов нужно на его ремонт, но финансовых ресурсов не нашли. Где же позиция столичной власти? Ведь данную проблему нужно решать немедленно!

— На ваш взгляд, есть шансы на то, чтобы достроить метро на Троещину?

— Этот вопрос уже не впервые поднимается перед выборами. Политики пиарятся на обещаниях, а потом, когда приходят к власти, откладывают этот вопрос в долгий ящик. Метро на Троещину должно быть, однозначно. Мост уже наполовину построен, его нужно завершить. Ведь в этот мост вложили миллиарды гривен, а теперь его растаскивают на металлолом. Разве так должен развиваться город? Необходимо выделять деньги и достраивать мост, прокладывать метро. В бюджете столицы ежегодно нужно предусматривать средства на запуск хотя бы одной новой станции метро. Так что метро на Троещину будет. Каким именно — надземным или подземным, — пока сказать сложно. Этот вопрос требует комплексного подхода. Думаю, что часть маршрута может проходить по земле, а часть — под землей. Инвесторы тоже обещают помочь. Хотя скажу вам, что инвесторы вряд ли будут вкладывать деньги, когда у нас процветает коррупция. С ней нужно бороться на всех уровнях и в первую очередь — на самом высшем, начиная с мэра.


*Александр Омельченко со своими соратниками — Петром Шилюком, Виталием Павликом, Константином Яловым и Александром Бродским

— Кроме пресловутого метро на Троещину в Киеве есть много других транспортных проблем. Утром и вечером автомобили стоят в пробках. Какие пути решения этого вопроса вы можете предложить? Или нужно пересесть на велосипеды?

— Что касается транспорта в принципе, то Киеву необходимы кардинальные изменения. Нужно строить подземные переходы на оживленных шоссе, отказываться от светофоров там, где это возможно. Этими вопросами обязана заниматься городская власть, хотя она этого и не делает. Такие шаги помогли бы избавиться от заторов. Кроме того, необходимо постепенно уменьшать количество маршруток, отказываться от них. Взамен целесообразно закупить новые вместительные автобусы, двухэтажные, на 100 мест. С ними и пробок станет меньше, и горожанам будет комфортнее.

— Наверняка проезд в таких автобусах будет стоить дороже…

— Ни в коем случае! Общественный транспорт должен быть киевлянам по карману. Главное — это устранить коррупцию и всякие теневые схемы на коммунальных предприятиях «Киевпастранс», «Киевский метрополитен». Нельзя допускать, чтобы тарифы росли, а убытки предприятий оставались неизменными. А сейчас так оно и есть. Значит, нужно либо повысить эффективность руководства, либо установить жесткий контроль за бюджетом предприятий, использованием ими средств, аудиты проводить, например. Эти предприятия не могут быть прибыльными, на то они и коммунальные. Город должен обеспечить гражданам доступный проезд, выделять деньги на дотации коммунальным транспортным предприятиям, но и они обязаны работать эффективно. Я подчеркну, не прибыльно, а эффективно. Тогда и тарифы можно снизить, и качество услуг повысить. Во многих развитых странах муниципальный транспорт — это дотационная сфера. Город должен заботиться о малообеспеченных людях.

— Еще одна актуальная проблема — тарифы. Близится отопительный сезон, киевлян ждут баснословные суммы в квитанциях.

— К вопросу тарифов тоже нужно подходить комплексно. Украина добывает достаточно газа для обеспечения им населения — 18 миллиардов кубометров. Правительство пошло на уступки МВФ и установило так называемые рыночные цены на газ для обычных людей и бюджетных учреждений. Но у города есть рычаги влияния на тарифы. У нас монополисты наживаются на киевлянах. «Киев-энерго», «Киевгаз», «Киевводоканал» — это бизнес, который «держит» весь город. К тому же они контролируют инженерную инфраструктуру, теплосети, в частности, ТЭЦ-5 и ТЭЦ -6, и все это бесплатно. Город не получает за это ни копейки. Более того, киевлянам еще приходится платить за аварии на теплосетях, трубопроводах. Монополисты не вкладывают деньги в модернизацию инфраструктуры. Получается парадоксальная ситуация: чем хуже качество услуг, тем больше за них приходится платить. Нужно прекратить это издевательство над киевлянами.

— У вас есть предложения, как это сделать?

— Это не предложения, это конкретные шаги, которые мы, я и моя команда, партия «Єднiсть» будут воплощать после выборов. Вернуть в коммунальную собственность города всю инженерную инфраструктуру. И это не обсуждается. Тарифы сразу снизятся на 20—30 процентов, я уже об этом говорил. Нынешняя столичная власть этого не сделала и не сделает. Складывается впечатление, что для нее интересы бизнеса дороже интересов киевлян. Но так не может дальше продолжаться. Киевляне должны быть хозяевами города, а не заложниками власти, бизнеса, застройщиков, монополистов. Во-вторых, Киеву необходим бюджет, в котором будут предусмотрены деньги на социальные программы, на обеспечение людей жильем, на развитие города — постройку новых станций метро, инфраструктурных объектов. Сейчас на это практически не выделяют средств. Мы представим проект бюджета, чтобы киевляне могли его обсудить, высказать свои пожелания. Это должен быть народный бюджет. В-третьих, нужно провести глубокие реформы таких отраслей, как медицина, образование, ЖКХ, привести в порядок коммунальные предприятия, установить над ними контроль и упорядочить их деятельность.

— Как вы считаете, у столицы есть возможность вернуть социальное жилье?

— В Киеве более 30 тысяч человек стоят в очереди на квартиру. А ведь решить их жилищные проблемы вполне реально. У нас есть программа по постройке социального жилья. Она предусматривает возведение в каждом районе столицы 15—20 домов. Это будут муниципальные жилищные комплексы, квартиры в которых мы планируем сдавать в аренду. Аналогичная система для Европы является нормальной практикой — дешевая аренда квартир для молодых семей, выпускников вузов. Такое муниципальное жилье нельзя купить или приватизировать. Но люди, которые, например, хотят жить отдельно от родителей, работники бюджетных сфер с невысокой заработной платой должны иметь возможность снимать жилье по адекватным ценам. Если создать фонд социального жилья, муниципальных квартир, то, как мы подсчитали, цены будут гораздо ниже рыночных. Сейчас аренда однокомнатной квартиры обходится в среднем в 300 долларов ежемесячно, а мы предложим по 1 тысяче 200 гривен. Планируем также реанимировать программу 50 на 50 для молодоженов, бюджетников, учителей, врачей, коммунальщиков.

— Кроме обеспечения жильем, как еще можно поддержать социально незащищенные категории населения?

— В столице действует программа «Турбота. Назустрiч киянам», рассчитанная на 2011—2015 годы. Сейчас пришло время составлять новую аналогичную программу. Важно, чтобы в ней особое внимание уделялось пожилым людям, инвалидам, ветеранам, воинам АТО, малообеспеченным киевлянам, многодетным семьям. Забота о социально незащищенных категориях людей — это первоочередная задача столичных властей. В программу необходимо включить льготы, городские надбавки работникам бюджетной сферы — врачам, учителям, воспитателям, выплаты ветеранам и инвалидам. Пожилые люди и ветераны заслужили право чувствовать себя уверенно, а не надеяться на подачки. Выплаты должны быть достойными. И пенсия тоже. На основе мониторинга цен планируем установить столичный стандарт пенсии. Сейчас в Киеве работает «Карточка киевлянина». Мы хотим усовершенствовать систему скидок для ее владельцев, чтобы ими можно было пользоваться и в частных магазинах, аптеках, и в коммунальных. Намерены также вернуть «социальные лекарства», за которые будет платить город, бесплатный инсулин, обеспечить тех, кому это нужно, бесплатными очками, слуховыми аппаратами, зубными протезами. Так уже было раньше, и к этой практике необходимо вернуться. Как и к традиции обеспечения бесплатным питанием, соками, молоком и диетпитанием в школах.

— В ходе обсуждения проекта децентрализации власти вновь на слуху идея восстановления в столице районных советов. Вы ее поддерживаете?

— Поддерживаю однозначно. Более того, я считаю, что выборы в райсоветы нужно провести в январе следующего года, а не в марте. Районам нужно вернуть бюджеты, большую часть власти передать на места. Тогда будет гораздо легче решать проблемы на самом базовом уровне, на уровне двора. Районным депутатам лучше видно, где необходим ремонт, замена старых лифтов, куда в первую очередь направить деньги. Сейчас на три миллиона горожан всего 120 депутатов. Депутат физически не может встретиться с жителями своего округа. Сейчас, грубо говоря, на один район приходится 10—12 депутатов. А в райсоветах, которые существовали до 2010 года, было по 40—50 депутатов. Тогда практически каждый киевлянин знал своего районного депутата, и уровень самоуправления был однозначно выше. Райсоветы должны решать местные проблемы, а депутаты горсовета — заниматься вопросами в масштабах всего города. Тогда власть будет гораздо эффективнее.