Городской суд Донецка Ростовской области продолжает рассматривать дело Надежды Савченко, которую российские власти назначили виновной в гибели двух российских журналистов. 6 октября, как и на предыдущих заседаниях, коллегия судей слушала показания свидетелей обвинения. Напомним, что ранее были допрошены Сергей Бобро и Сергей Руденко. Они рассказали, что летом прошлого года якобы встретили Надежду Савченко на дороге между Богучаром и Кантемировкой Воронежской области и предложили подвезти ее до ближайшего поселка. Но на посту дорожно-постовой службы (ДПС) машину, мол, остановили для проверки документов, а поскольку у Савченко их не было, то местные правоохранители ее задержали.
Напомним, что по версии следствия, украинка оказалась в России по собственной воле. Между тем Надежда опознала в свидетелях людей, причастных к ее похищению. Савченко настаивает, что была незаконно вывезена из Луганска, по пути ее несколько раз пересаживали из машины в машину люди, связанные с так называемыми ополченцами «ЛНР». А уже на территории России, на посту ДПС, передали сотрудникам ФСБ, которые под охраной и в наручниках доставили пленницу в следственный отдел в Воронеже.
Суду дал показания по видеосвязи сотрудник ДПС Воронежской области Михаил Луценко, который, по версии российских прокуроров, вместе с напарником остановил автомобиль Бобро и Руденко. Почти на все вопросы свидетель отвечал, что не помнит, во что была одета украинка и была ли она ранена.
«Допрашиваем гаишника Луценко. Все еще хуже, чем у напарника(был допрошен накануне. — Ред.). В марте он вспомнил, что за Надеждой приехал один эфэсбэшник. А в июле писал, что их было много. В протоколах четко указывал, кто что говорил. В суде выясняется, что во всех случаях он „стоял далеко и плохо слышал“.. Ну и главный герой дня — Мирошников. Лжесвидетель-конфета. Это он подарил Савченко 15 тысяч рублей», — комментировал в соцсетях судебный процесс Илья Новиков.
По версии следствия, Алексей Мирошников уже на территории России подвозил Надежду Савченко на «ГАЗели», которую он якобы использовал для… доставки гуманитарной помощи беженцам. «Я остановился на дозаправочной станции, — чеканил каждое слово Мирошников. — До Кантемировки оставалось 25 километров. Она (Надежда Савченко. — Ред.) сказала, что у нее нет денег. Так как я получил в пункте помощи беженцам больше денег, чем составляли мои транспортные расходы, передал ей 15 тысяч рублей». Защитники поинтересовались, почему свидетель решил подвезти женщину. «Почему бы и нет? Она сказала, что является беженкой из Донбасса», — ответил он.
«Мирошников рассказывает все очень четко, используя военную терминологию, определяет, что форма Савченко была не российского образца. Свидетель помнит только текст протокола. Шаг вправо-влево — амнезия. Типичный лжесвидетель», — прокомментировал показания свидетеля адвокат Николай Полозов.
Алексей Мирошников признал, что он офицер запаса, но все попытки защиты узнать подробности его военной карьеры судья отклонил. Однако Илья Новиков нашел страничку так называемого свидетеля в социальных сетях. Оказалось, что «добрый самаритянин» учился на военного психолога. Защитник поинтересовался у свидетеля его отношением к Надежде Савченко как к офицеру Вооруженных Сил Украины. «Я отношусь к ней как офицер к офицеру. Почитайте кодекс чести офицера», — ответил Мирошников, а Надежда Савченко напомнила «коллеге»: «Офицер офицеру не лжет».
Адвокаты попросили у свидетеля номер мобильного телефона, чтобы по биллингу отследить его передвижение, но он отказал: мол, у меня их пять, и номера я не помню. Кроме того, Мирошников не захотел назвать имя владельца автомобиля, на котором он якобы доставил гуманитарный груз в Донецк Ростовской области, а потом и подвез Надежду. В связи с этим Николай Полозов констатировал: «Суд открыто не воспрепятствовал отказу свидетеля от дачи показаний, что является уголовным преступлением по статье 308 Уголовного кодекса РФ». В свою очередь Надежда Савченко попросила возбудить против Мирошникова дело за лжесвидетельство и заявила, что никогда не видела этого человека.
Следующий свидетель Алексей Почечуев — сотрудник ФСБ, приехавший по вызову якобы задержавших Савченко российских гаишников, которые и передали ему пленницу. Показания давал тоже по видеосвязи, надев седой парик и спрятав глаза за темными очками. Один из адвокатов сравнил его с «копом из американских сериалов 1970—1980-х годов». Почечуев заявил: «Общался с девушкой, она пояснила, что является действующим офицером армии Украины».
«Это тоже «вкусный» свидетель. По его словам, Надежда рассказывала, как корректировала артогонь 17 июня 2014 года и что приехала в зону АТО помогать батальону «Айдар», — написал Илья Новиков. При этом на вопрос адвокатов, что он знал тогда о батальоне, сотрудник ФСБ ответил: «Ничего о нем ранее не слышал, Надежде самой было интересно рассказать». Когда защитники спросили Почечуева, интересовался ли он у Савченко мотивами пересечения украинско-российской границы, сотрудник ФСБ ответил: «Не помню». В ходе судебного следствия адвокаты высказали суду свои сомнения в том, что свидетельствующий на процессе действительно является гражданином Почечуевым, а не загримированным его коллегой. К тому же на вопрос защиты, сколько ему лет, эфэсбэшник не ответил, сославшись на… тайну. «Заседание прошло с особым цинизмом», — прокомментировала ситуацию Савченко.