На отечественных автозаправках постепенно снижаются цены на нефтепродукты. В частности, средняя по стране стоимость литра бензина А-95 составляет 19 гривен 55 копеек, дизельного топлива — 17 гривен 33 копейки. А вот сжиженный газ немного подорожал и стоит 8 гривен 15 копеек за литр. Однако, по мнению экспертов, самой острой проблемой на топливном рынке остается продажа нелегального горючего. Это не только контрабандное топливо, но и так называемая «бодяга» — смесь низкосортного бензина и всевозможных присадок, повышающих октановое число. В результате потери несут не только автомобилисты, вынужденные ремонтировать двигатели своих машин, но и бюджет, недополучающий огромные суммы налогов и сборов.
— Если доля теневого сектора рынка нефтепродуктов в 2014 году составила 20 процентов, то в первом полугодии 2015 года она уже достигла 28 процентов, — сообщила председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. — Среди причин такого значительного роста теневого сектора — увеличение удельного веса налогов в цене одного литра бензина с 2 гривен в 2013 году до 8 гривен в 2015 году, расширение схем контрабанды, производство бензина путем смешивания различных компонентов, продажа неучтенного топлива и в то же время отсутствие действенных механизмов контроля.
Но, похоже, государство все-таки развернет борьбу с нелегальным горючим. В октябре Верховная Рада собирается рассмотреть ряд законопроектов, направленных на борьбу с теневым рынком топлива. Речь идет о внедрении электронных акцизных накладных, которые обеспечат полный контроль над движением нефтепродуктов и тем самым помогут пресечь появление на рынке контрабанды и фальсификата.
— Предполагается, что акцизные накладные будут регистрироваться в едином реестре, — рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. — В таком случае нефтетрейдер не сможет продать в розницу больше подакцизных товаров, в частности горючего, чем ранее приобрел оптом. Если же «лишний» объем возникнет, то система автоматически потребует уплатить налоги авансом. Сегодня масса фирм продает намного больше топлива, чем, согласно документам, закупает. Аналогичная система контроля успешно работает в Европе: специальные службы могут проверить на дороге любой бензовоз на предмет уплаты налогов с перевозимого объема топлива.
Еще одним шагом для введения нового механизма контроля станет регистрация всех субъектов, торгующих горючим, с одновременным введением акцизов на популярные компоненты смесевых топлив, которые сейчас активно завозятся в Украину и используются для производства «бодяги».
По результатам первого полугодия 2015 года объем теневого рынка бензина и дизельного топлива оценивается в 375 тысяч тонн. Денежный эквивалент потерь бюджета от неуплаты акцизного сбора и НДС составил около 3 миллиардов 500 миллионов гривен. При сохранении такой динамики годовая недоимка может превысить 7 миллиардов гривен. Это сопоставимо с бюджетом Национальной гвардии Украины на 2015 год или годовым бюджетом Днепропетровской области.
Фото с сайта replika.com.ua