Клуб потребителей

"Если мне прислали негодный товар, я фотографирую дефект и отправляю снимок в интернет-магазин"

8:30 — 21 октября 2015 eye 1856

Как делать покупки на китайских сайтах и не попасть впросак, рассказал опытный интернет-шопоголик

О том, что в Интернете можно покупать всевозможные товары дешевле, чем в магазинах, известно давно. Как приобрести понравившиеся вещи на китайских сайтах, где цены на 20, а то и 50 процентов ниже украинских, да и выбор товаров практически не ограничен, «ФАКТЫ» расспросили у искушенного покупателя, киевлянина Вадима Романенко, который, столкнувшись с необязательностью отечественных интернет-продавцов, сделал свой выбор в пользу зарубежных.

— Вадим, что можно купить на китайских сайтах?

— Практически все. Как правило, у всех крупных сайтов просто ошеломляющий ассортимент, постоянные скидки и бесплатная доставка. Экономия ощутимая — до 50 процентов от украинских цен. Но есть свои нюансы.

Большинство покупок я делаю с помощью мобильного телефона. Для этого пользуюсь специальным приложением на Android. Сайт, которым я в последнее время пользуюсь и из-за которого стал шопоголиком, удобен тем, что как только у меня выдается свободная минутка, просматриваю акции, скидки, что-то складываю в свою виртуальную корзину, чтобы позже рассмотреть детально.

— Не все такие продвинутые пользователи Интернета. С чего начать?

— Я нашел подходящий сайт через поисковую систему, набрав словосочетание «Обзор китайских Интернет-магазинов с бесплатной доставкой». По одной из русскоязычных ссылок мне открылось около 30 магазинов с логотипами. В выборе помогло изучение отзывов покупателей о сайте и о продавцах, из которых я почерпнул массу полезного.

— А где гарантия, что после оплаты денег товар действительно доставят?

— Сайт, который я выбрал, работает по такому принципу: я перечисляю требуемую сумму, а продавец высылает мне товар. Все это время деньги хранятся на счету сайта, и продавец получает их только после того, как мне поступает товар. Если вещь не пришла в течение обещанного времени, деньги мне возвращаются. Поначалу было страшно, но со временем я понял, что именно сайт дает гарантии покупателю и заинтересован в порядочности продавцов.

— Что надо сделать, чтобы совершить покупку в Интернет-магазине?

— Достаточно иметь любую банковскую карту. Я, например, пользуюсь своей зарплатной. Завел на выбранном мной китайском сайте собственную страницу (зарегистрировался с помощью электронного адреса) и к ней привязал номер своей платежной карты. Товар преимущественно доставляют из Китая или Гонконга. В Украину он идет в среднем в течение двух недель. Причем на сайте есть функция, с помощью которой можно отслеживать, где находится товар, в режиме реального времени.

— А как происходит доставка товара лично вам?

— Можно на сайте указать свой домашний адрес — и посылку приносят прямо в квартиру. Но я часто заказываю всякую мелочь — карты памяти, флешки, бижутерию, а такой товар могут просто положить в почтовый ящик. Чтобы бандероли не терялись, я зарегистрировал на китайском сайте адрес ближайшего ко мне почтового отделения. Поэтому мне приходит уведомление о посылке, и я ее получаю на почте.

— Как не растеряться в многообразии выбора?

— Для этого на сайте есть разные фильтры. Например, мне требуются энергосберегающие лампы. В графе поиска набираю название нужного товара. Сразу выпадает несколько сотен тысяч вариантов. Первым делом я нажимаю фильтр «без платы за доставку» и сразу отметаются варианты, которые обойдутся дороже за счет доставки. Автоматически такой фильтр не ставится, поэтому каждый раз, выбирая вещь, надо его нажимать. Также можно рассортировать поиск по цене, по рейтингу продавца в отзывах покупателей или по количеству сделанных у него покупок.

— Бывали случаи, когда вы не получали товар?

— Конечно. Каким бы искушенным ни был покупатель, он обязательно клюнет на дешевизну. Так, я заказал себе четыре карты памяти на 64 гигабайта по одному центу за штуку. Такого, конечно же, не бывает. Я заплатил, товар не получил, написал об этом на сайте — и мне вернули деньги.

— То есть у вас на странице есть специальная ячейка на каждый заказанный товар, и вы отслеживаете, пришел ли он?

— Да. Если бы я не написал, что наушники не доставлены, то сайт решил бы, что я их получил, всем доволен и деньги бы не вернул. Поэтому периодически я просматриваю свои заказы. Если продавец обещает, что максимум в течение 40 дней товар будет у меня, на моей странице начинается обратный отсчет. За несколько дней до окончания этого срока, если товар не пришел, я сообщаю об этом сайту. Можно открыть спор с продавцом, когда прислали не ту вещь или меня не устраивает ее качество, количество. Общаюсь через гугл-переводчик на английском. Однажды я получил перчатки для велосипеда, и очень быстро в одной из них образовалась дырка. Я прислал фотографию дырявой перчатки продавцу — и он мне вернул деньги. Если товар дорогой, то может быть частичное возмещение.

— А сколько времени прошло с момента получения перчаток?

— Еще не истек максимальный срок доставки, обещанный продавцом. Как правило, товар присылают раньше этого срока. И я, получив вещь, не спешу писать подтверждение, а начинаю ею пользоваться. Чтобы иметь возможность потребовать деньги назад, если она сломается. Ведь если товар выйдет из строя после того, как истечет срок максимальной доставки, то жаловаться уже некому.

— Получается, что на китайских сайтах не дают гарантии на товары?

— Да. И в этом минус. Поэтому я никогда не заказываю дорогие вещи, сложную бытовую технику или электронику с зарядными аккумуляторами. Такие вещи у китайцев могут работать некорректно. А вернуть назад их уже нельзя.

Зато я с удовольствием и успешно заказываю мелкие вещицы: наушники, запчасти и аксессуары к велосипеду, бижутерию на подарки. Приобретая, например, энергосберегающие лампы, надо быть готовым к тому, что они могут прийти не того цвета или меньше заявленного количества. Либо же парочка из десяти не будет работать. В таком случае на сайт следует присылать фото или видео дефекта. На камеру надо снять все работающие и не работающие лампочки — тогда продавец вернет деньги.

— А если не вернет?

— Можно написать о нем плохой отзыв, который увидят все. Именно на отзывы покупателей чаще всего ориентируются остальные, просматривая рейтинг продавца. Китайский сайт, который я выбрал, устроен таким образом, что это скорее даже не супермаркет, а своеобразная платформа, похожая на рынок. Когда мы приходим на рынок, то видим там много продавцов, у кого-то покупаем постоянно, потому что соседка сказала, что он порядочный, а у другого один раз купим и другим отсоветуем. Но платформа следит за тем, чтобы продавцы не обманывали покупателей. У меня было несколько случаев, когда платформа сообщала мне, что вернула деньги, поскольку проводит проверку продавца. Многие покупатели, один раз нарвавшись на мошенника, огульно обвиняют всю платформу. Я с таким мнением не согласен. Надо самому быть внимательнее. А если открываешь спор с продавцом, то умей настоять на своем.

— Одежду вы там заказывали?

— Да, кроссовки, футболки… Но надо очень аккуратно указывать размер, потому что не все китайцы понимают, что имеется ввиду европейский 48-й, а не китайская маломерка.

— А продукты питания стоит покупать?

— Я пытался заказать кофе (скоропортящиеся продукты из-за долгой доставки покупать нет смысла). Но выяснилось, что его дешевле приобретать на украинских интернет-плантациях. Хотя я знаю людей, которые с помощью китайских сайтов открыли свой небольшой бизнес и чувствуют себя неплохо. Можно найти товары, которых нет в Украине. Если наладить отношения с продавцом, то, думаю, что безопасно заказывать и большие партии товаров.

Единственное, что хотел бы посоветовать людям, страдающим шопоголизмом: лучше вообще не регистрироваться на китайских сайтах. Уж больно засасывает.

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»