В Киеве состоялась премьера спектакля «Играем в дурака», в котором известный актер выступил режиссером и продюсером
На премьерном спектакле, поставленном Евгением Паперным в Киевском национальном академическом театре оперетты, яблоку негде было упасть. «Играем в дурака» — интерпретация пьесы французского сценариста и режиссера Франсиса Вебера, снявшего знаменитые фильмы «Игрушка», «Папаши», «Невезучие»… Главные роли в комедии сыграли Евгений Паперный и Дмитрий Лаленков. Два акта зрители хохотали до упаду. Публика аплодировала артистам стоя и кричала «Браво!». О своей новой антрепризе Евгений Паперный рассказал «ФАКТАМ».
— Евгений Васильевич, о чем же спектакль?
— Преуспевающий издатель Пьер Брошан, роль которого я исполняю, и его друзья устраивают ужины, где играют в «дурака». Но не в подкидного. По очереди каждый приводит на ужин чудака, который не догадывается, в каком качестве его пригласили. Тот из компании, чей гость окажется «чемпионом среди «дураков», выиграет главный приз — большую сумму денег. Однако неожиданно накануне ужина издателя схватил радикулит. Ехать на встречу к друзьям он не может, а «дурак» Франсуа Пиньон (его роль исполняет Дмитрий Лаленков), уже пришел к нему домой. Действие разворачивается непредвиденно. В результате сам Брошан оказывается в дураках. От него уходит жена, а его доходами интересуется финансовый инспектор.
— Интересный сюжет!
— Идея спектакля звучит в финале из уст Франсуа Пиньона: «Прежде чем кого-то назвать дураком, подумайте дважды…» Этот спектакль о добре и зле, о любви, о разности человеческих мировоззрений, о том, что у каждого из нас свое отношение к жизни. А еще о том, что у многих людей сидит внутри превосходство над другими. Порой человек о себе большого мнения, хотя ничего из себя не представляет. Он считает, что значительнее тех, кто окружает его. Сейчас, к сожалению, это встречается сплошь и рядом. К слову, неправду говорят, что истина рождается в споре. Нет! Истины не существует как таковой, потому что у каждого своя правда. Может, истина и есть, но где-то там, выше нас.
И как бы мы не утверждали свое личное, нужно помнить: у другого тоже свое личное. Каждый идет в жизни собственной дорогой. Один приноравливается, другой протестует. Кто-то становится миллиардером, а кто-то — бомжом. Из-за всех этих различий в мировоззрении и происходят конфликты между людьми. Мне хотелось бы, чтобы наш спектакль заставил зрителя задуматься над собственной самооценкой, посмотреть на себя со стороны. Может, тот, кого считаешь дураком, и не дурак вовсе, а чудак, живущий в другом измерении, романтик и лирик, как Франсуа Пиньон. Увы, большинство людей сегодня прагматичны, начиная от вопросов бизнеса и быта и заканчивая стремлением девушек-красавиц, знающих себе цену, заполучить «золотую клетку».
— Важно, что финал оптимистичен. В жизни главных героев все налаживается.
— Да, я сделал хеппи-энд. К героям вернулись жены, которые от них ушли. Сбылись их самые заветные мечты. В наше непростое время зрителю очень хочется верить в то, что все будет хорошо.
— Франция в вашей жизни занимает особое место. Знаю, что поэзию Бодлера вы читаете так, что французы принимают вас за своего.
— Да. Когда я читал «Приглашение к путешествию» Бодлера перед парижанами, они были уверены, что я свободно говорю по-французски, хотя я им совершенно не владею. Начинают со мной общаться, а я им отвечаю: «Но, но…» (смеется).
— Что за история, как вы читали Бодлера в 1990-х годах на корпоративе перед публикой в малиновых пиджаках?
— На свою вечеринку они пригласили артистов ради престижа. Хотя само наше выступление было им до лампочки. Шум-гам, звон бокалов… Я вышел на сцену со словами: «В этот прекрасный вечер хотел бы исполнить для вас… «А за столами не слушают, вилками звенят. Я не выдержал, набрал полные легкие воздуха и как гаркнул: «А ну, ша!» Зал замер от неожиданности. У кого-то на вилке так и завис надкушенный огурчик, кто-то застыл с рюмкой, поднесенной ко рту… И пока я читал, в зале стояла тишина. А по окончании раздался несмелый мужской голос. «Скажите, а аплодировать можно?»
— Замечательная история! Сейчас подобных корпоративов, наверное, уже практически нет?
— Даже когда они есть, я в них не участвую. У меня к этому отторжение. Я настолько сейчас вошел во вкус театра и своих антреприз, где я автор идеи и режиссер, что все эти рестораны и застолья мне просто неинтересны. Работать в угоду заказчику не хочу, потому что я сейчас сам хозяин в своем огороде. И сам решаю, кого на уборку позвать, а кого — на посадку.
— Но, наверное, на корпоративе можно существеннее заработать?
— Не страшно. Как говорится, кто-то теряет, кто-то находит, где потеряешь, там и найдешь. Мне интересно в настоящее время то, чем занимаюсь. Я уже сделал три антрепризных спектакля, имеются планы на четвертый. И главное, моя жена Таня сказала после премьеры: «Женя, я тобой горжусь!» Вообще, в спектакле великолепно играют все актеры: Дмитрий Лаленков (которого я еще знаю по Театру имени Леси Украинки, где мы вместе работали в 1990-х), Валера Астахов, Александр Игнатуша, Юрий Яковлев, Кристина Синельник, Алина Безуханич. Это моя замечательная команда.
— Не думаете открыть собственный театр?
— Считаю, открывать его, разрезая ленточку, не обязательно. Труппа — это уже театр. Хотя, конечно, нужна сцена для репетиций. Спасибо Центральному Дому офицеров, где нам дают возможность создавать спектакли.
— В каких еще городах Украины собираетесь порадовать своей новой работой публику?
— Планируем показать спектакль в Днепропетровске, Харькове, Одессе, Херсоне, Кировограде, Виннице, Кременчуге, Запорожье.
— А за границу новую постановку повезете?
— Да, мы уже получили приглашение из Лондона, где живет немало наших соотечественников.
— Приятно. К слову, виски и вино в спектакле пьете настоящие?
— Нет, вместо вина — клюквенный морс, а виски заменяем холодным чаем. На сцене употреблять спиртное мы себе не позволяем.
— Ваш герой Пьер Брошан накануне визита к нему финансового инспектора обнаруживает, что вина у него все дорогие, винтажные. Ни одного простого! И в доказательство того, что его издательские доходы весьма скромны, решает «удешевить» дорогое вино, разбавив его уксусом. А вы-то знаете толк в винах?
— Мне нравятся вина легкие, пахнущие свежестью. Как и парфюмы. В основном предпочитаю розовые. Из отечественных нравится полусладкое закарпатское «Изабелла», и еще коблевские вина. Конечно, люблю и французские. Когда несколько лет назад мы с Таней были в Париже, нам очень понравились местные деликатесные сыры. Угощала нас ими режиссер-мультипликатор Катрин, с которой я подружился на международном фестивале анимационного кино «КРОК» в Киеве. Как оказалось, французы сыры едят на десерт. А мы-то не знали! Наелись, и вдруг Катрин предлагает такое вот деликатесное ассорти. Поэтому, когда пришли к ней второй раз, я сразу сказал: «Начнем с сыров!»
— Франсуа Пиньон выносит на сцену такой аппетитный омлет и угощает им друга, что у зрителей текут слюнки.
— А в тарелке ведь только докторская колбаска (улыбается)… Зато дома омлеты я готовлю такие, как пироги. Для жены это праздник! Нарезанную кубиками и подрумяненную с двух сторон колбасу и помидоры заливаю яйцами, взбитыми с молоком, посыпаю сухарной стружкой и натертым острым сыром, а потом еще и зеленью — петрушкой, укропом или кинзой. Все это жарится на сливочном масле. Доходит омлет на медленном огне под стеклянной крышкой. Как он благоухает! А когда ешь, тает во рту.
— Атмосфера Франции прекрасно передана и декорациями…
— Это мои идеи, эскизы — я рисую то, что мне нужно на сцене. Потом ставлю задачу перед женой: «Мне требуются такие вот богатые обои, картины…» И она все это ищет в Интернете. Затем к оформлению подключается профессиональный дизайнер. Все легкое, компактное. Когда едем на гастроли, нанимать трейлер для реквизита ведь не можем. Это дорого. А обои, картины свернули в рулоны, положили в купе и поехали.
— Те, кто сидел в первом ряду, рассказывали мне, будто даже чувствовали аромат… Франции.
— Открою секрет. Несколько раз мы ароматизировали воздух на сцене французским парфюмом. Например, им (вместо нашатыря) приводим в чувство «пьяную» Марлен — любовницу главного героя. Этот огромный алюминиевый флакон, к слову, я привез из Парижа. Нам с Таней во Франции рассказали, что в таком сосуде парфюм хранится до 80 лет, а в стеклянном — лишь десять.
— Плащ, в котором выглядите настоящим парижанином, очень похож на тот, в котором вы играли с Адой Роговцевой в «Варшавской мелодии».
— Нет. Тот я отдал моему другу. А этот плащ фирменный, от «Армани», мне подарил очень богатый человек, когда я вел у него день рождения. Ткань будто велюровая. Актрисы подбирали себе сценические наряды сами, а всех мужиков одел я. Лаленкова — в белый костюм от Воронина, Астахова — в зеленый спортивный костюм…
— Евгений Васильевич, в свои 65 лет вы так вдохновенно работаете на сцене. Признайтесь, где черпаете силы?
— На сцену меня вытолкнула моя жена Танечка. Сказала: «Тряхни стариной! Вспомни молодость». И я пошел. Хотя, признаюсь, поначалу играть не хотел. Уже так вошел во вкус продюсера и режиссера. Приятно — сидишь и руководишь… В главных ролях я семь лет не выходил! В своих антрепризах появлялся лишь в маленьких эпизодах. И вот, как говорится, выпустил себя. Моментально включилось все, что было выключено столько лет. Сработали Щукинская школа, опыт работы в Театре русской драмы имени Леси Украинки. Получилось так легко! Я думал, что буду уставать. Ничего подобного. Отыграв спектакль, пришел домой, жена спрашивает: «Устал?» А я бы еще один спектакль «маханул». Клянусь.
— Невероятно. Чем же объясняете такой прилив сил?
— От себя далеко не уйдешь. Мне нравится то, чем занимаюсь.
— Публике тоже. Море цветов — тому доказательство.
— Да, букетов было очень много. Я всегда делюсь с коллегами. А когда работал в Театре имени Леси Украинки, буквально все цветы раздаривал девочкам в нашей труппе. Как-то подошел ко мне один старый актер и говорит: «Женя, что вы раздаете все цветы? Нельзя делиться своей славой». Но я продолжаю делиться. За кулисами. Конечно, и домой часть букетов везу. Надо же, чтобы и Танечке моей что-то досталось.
— У вас вся квартира сейчас, наверное, в цветах?
— Конечно. Все вазы заняты. Зная, сколько их у нас, беру домой букеты по количеству ваз. А остальное? Делюсь славой…
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»