В преддверии выставки в Киеве сумской живописец рассказал «ФАКТАМ» о своих творческих планах
Выставка картин Сергея Михайличенко, работы которого есть в частных коллекциях любителей живописи в Японии, Италии, России, Англии, США, Австралии и других странах мира, откроется в столичном Доме художника 12 ноября и продлится десять дней. Основной жанр экспонируемых работ — натюрморт. Но есть и сюжетные полотна.
— Все экспонируемые картины созданы в этом году, — рассказывает Сергей Михайличенко. — Яблоневый цвет, розы, пионы в натюрмортах я писал прямо у себя во дворе. Благо, живу в частном секторе. Мне нравится, когда на изображаемый объект падает солнце. Это необыкновенно красиво. Есть и сюжетные картины. На одной из них — молодые люди, прыгающие с тарзанки. На второй — девочка на чердаке ест дыню. Это подружка моей дочери Маши. Еще на одном полотне — бабка, которая на лодке переплывает с козами реку, так как на другом берегу пастбище получше. На четвертой картине — гуси…
— Красиво. Недавно читала забавную историю, как одно время овцы, козы и утки на картинах западных художников благодаря случаю превратились в своеобразную «валюту». Однажды в мастерскую бельгийского живописца, творившего в XIX веке, зашел потенциальный клиент. Ему понравилась картина, где были изображены овца и два ягненка. Художник назвал цену. Но гость не располагал нужной суммой. Тогда живописец сказал, что согласен уступить работу за меньшие деньги, но при этом… закрасил одного ягненка. А популярный в конце XX столетия немецкий художник, являвшийся большим мастером в изображении уток, определял цену своих картин в зависимости от количества представленных на ней водоплавающих.
— С этим явлением я столкнулся и в Италии, где работал в начале 2000-х годов. Каждая лодка с рыбаком на картине увеличивала стоимость работы. Сейчас, говорят, этого уже нет. Об Италии у меня остались прекрасные воспоминания. Эта страна для меня стала школой колористики. Впервые побывав в галерее в Салерно, я был потрясен солнечной живописью итальянских художников. Сколько в ней цвета и света!
— Какой же цвет ваш любимый?
— Думаю, у художника не может быть одного любимого цвета. В разное время палитру красок подсказывает сама природа.
— Прекрасно, если человек способен видеть эти оттенки. Один клиент мне недавно сказал, что насчитал в моих работах лишь двенадцать цветов и спросил, почему я не использую остальные. Я ему возразил: «Только оттенков красного на этой картине девять». Он был искренне удивлен.
— Заметила, что в натюрмортах вы любите изображать гранат.
— Узбекский! Оранжево-коричневый… Я ведь в Узбекистане родился и вырос. До 23 лет прожил в городе Чирчик, недалеко от Ташкента. Закончив художественное училище, работал главным художником театра в Термезе. К слову, мой отец Виктор Михайличенко тоже художник, трудился в Ферганском драматическом театре, а потом, когда переехали в Украину, в театре в Сумах. Его акварели тоже будут представлены на выставке в киевском Доме художника. А что касается фруктов на моих картинах, то гранат и виноград напоминают мне детство. А еще, если вы заметили, частые атрибуты моих натюрмортов чайничек и чашки. В Узбекистане мы всегда пили зеленый чай.
— Как-то особенно его заваривали?
— Сначала заливали чай кипятком в чайничке, потом выливали его в пиалу, накрывали крышкой, а спустя несколько минут опять переливали в чайник. Тогда получается настоящий. Сахар не требуется. Такой чай лучше пить с халвой или шоколадом.
— Директор одного из английских аукционных домов как-то рассказывала мне, что клиенты неохотно покупают натюрморты с убитой дичью — утками, зайцами…
— У меня этого в картинах нет.
— Верите в примеры?
— Иногда. Например, на подоконнике в мастерской у меня растет «денежное» дерево, листья которого размером почти со спичечный коробок. Веник в доме мы ставим исключительно прутьями вверх — чтобы деньги водились. А недавно один клиент попросил убрать со стола на картине острые предметы — ножи и вилки. Я пытался его переубедить: эти серебряные приборы так красиво написаны. Но он ни в какую: «Убери — тогда куплю!» Пришлось выполнить его просьбу.
— Мне очень нравится, как вы пишете сирень. Она у вас словно настоящая. А вы какие цветы больше всего любите рисовать?
— Сирень все художники пишут. Нет того, кто не писал. Помню, как мы, студенты художественного училища, сбрасывались в пору цветения сирени и покупали целое ведро. И рисовали… Сейчас мне нравится писать ромашки и васильки. Полевые цветы больше всего по душе. Очень люблю и подсолнухи.
— С тех пор, как их написал Ван Гог, говорят, они популярны во всем мире. Кто-то усматривает в этом цветке модернистский оттенок, иных привлекает то, что в чем-то он сродни солнцу.
— Сейчас у ценителей натюрмортов нарасхват чернобривцы, подсолнухи и калина… Сегодня солнечный день. Я как раз стою у куста калины. Каждая ягодка светится! Обязательно напишу эту красоту.
— Читала, что в Европе сейчас популярны натюрморты, на которых среди прочего изображены книги, музыкальные инструменты…
— Я как-то хотел включить в композицию часы, ведь одно время их коллекционировал. А потом надоело — практически все продал.
— Не думали свои натюрморты «осовременить», включая в композицию смартфоны и айпады?
— Мне близко то, что пишу. Живу я в очень старом доме. Когда мы делали в нем ремонт, под полом нашли монету 1925 года. У нас и посуда, и многие другие предметы быта еще советские. А гаджеты — это не мое. Жена и дочь пользуются ими активно, а я с такой техникой пока на «вы».
— Сергей, как определяете стиль вашей живописи?
— Искусствоведы считают, что это реалистический импрессионизм. А я в последнее время думаю, не заняться ли такого рода современным искусством, чтобы одну картину продать и в космос на эти средства можно было улететь? (Улыбается.) Реализм — это ведь ответственность. Чуть не так что-то написал, сразу все видят. А там можно что угодно изобразить, и никто не придерется.
— Хорошо подметили.
— Сейчас вот из Путивля мне привезли ведро яблок. Они не так красивы, как те, что продаются на рынке, зато настоящие. Их и буду писать. Природа — то, что меня вдохновляет. В ней есть все. И лучше этого ничего не придумаешь.
— Творческого вам вдохновения!
— Спасибо. Мне очень приятно, когда на выставке подходит человек и говорит: «Вы подняли мне настроение».