С сегодняшнего дня, 25 октября, Украина и Россия официально прервали авиасообщение. Эта мера предусмотрена принятыми ранее решениями властей обеих стран. 25 сентября кабинет министров Украины в соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) запретил полеты в страну самолетов ряда российских авиакомпаний. В ответ на это правительство России запретило всем украинским авиаперевозчикам использовать свое воздушное пространство.
Позднее Госавиаслужба Украины объявила о полном прекращении прямого воздушного сообщения с Россией. Как заявил в интервью «Немецкой волне» (DW) министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский, для снятия запрета российские авиакомпании должны отказаться от полетов в аннексированный Крым и заплатить штраф. В этом случае СНБО рассмотрит возможность выведения таких авиакомпаний из санкционного списка.
Сегодня в Брюсселе проходят переговоры между Украиной и Россией по данному вопросу. По данным московских СМИ, российская сторона предложила Киеву снять все ограничения на полеты, но украинская делегация готова обсуждать только транзит. В этом случае, как ожидается, авиасообщение переориентируется на аэропорты Минска, Кишинева, Риги, Варшавы и Стамбула.
Андрей Пивоварский уверен: «В действительности эти санкции не сильно затронут украинцев, которые обычно летали транзитом через Москву. Эти пассажиры теперь просто выберут другие города мира для пересадки. Это скорее затронет украинцев, которые ездят в Россию по работе или личным делам, но они могут путешествовать на поезде или самолетом через Кишинев или Минск».
Однако эксперты думают иначе. Помимо российских авиакомпаний, против которых направлены санкции, по данным статистики, в большинстве своем пострадают украинские граждане. Они составляют 70 процентов от общего объема пассажиропотока между двумя странами. От отсутствия авиасообщения, по оценкам, пострадают порядка 70 тысяч пассажиров ежемесячно. По данным Госавиаслужбы Украины на 1 октября 2015 года, за первое полугодие российские авиакомпании перевезли в обоих направлениях примерно 469 тысяч пассажиров, а украинские — более 187 тысяч человек.
Поскольку рынок авиаперевозок очень большой, удовлетворить все потребности в краткосрочной перспективе, по мнению экспертов, будет невозможно. Кроме того, запрет прямых рейсов приведет к существенному росту цен на билеты и увеличит время, которое пассажирам придется тратить на дорогу.
Русская служба Би-би-си взяла комментарии у двух украинских экспертов по данной проблеме.
Игорь Бураковский, председатель правления Института экономических и политических консультаций:
— На сегодняшний день, хотим мы того или нет, отношения между Украиной и Россией определяются, с одной стороны, аннексией Крыма, а, с другой стороны, поддержкой сепаратистских организаций в восточной части Украины. В этом плане очень тяжело отделить политику от экономики, как и делать бизнес между странами в формате «как обычно». Другое дело, что Украина достаточно поздно начала вводить какие-то санкции, в то время, когда фактически весь мир заклеймил Россию как агрессора и ввел достаточно жесткие санкции не только против отдельных личностей, но и целых секторов экономики.
Понятно, что любые санкции — это всегда определенное самоограничение и определенные проблемы. Если внимательно посмотреть, большая часть авиационного трафика, большая часть перелетов обслуживалась все же российскими компаниями и рейсы между Киевом и Москвой, прежде всего, осуществлялись ими. И тот факт, что российские компании первыми предложили Украине провести обсуждение этого вопроса, наверное, они тут заинтересованы больше. Пока можно только прогнозировать, как закончится эта встреча и как будут строиться отношения дальше, но надо понимать, что нормальное экономическое взаимодействие возможно только тогда, когда будут решены политические и военные вопросы. В противном случае всё это рано или поздно приведет к формированию гибридного экономического режима между странами.
Крупнейшим российским компаниям интересен украинский рынок авиаперевозок, где они бы хотели не только присутствовать, но и развиваться. Во-вторых, есть информация, что российские перевозчики каким-то образом обслуживали перелеты, связанные с Крымом. Такой режим полетов является запретительным с точки зрения Украины, и этим компаниям выставлялись достаточно большие штрафы. Этими факторами и объясняется принятое Киевом решение. Искать экономическую логику нельзя, все определяется логикой военно-политического противостояния. Нельзя экономическую часть положить в одну коробочку, а политическую — в другую коробочку. Жить дружно экономически и при этом стрелять друг в друга — аморально, и может быть направлено на легализацию того своеобразного режима между Россией и Украиной, который существует на сегодняшний день.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— Конечно, больше проиграет Украина. Как всегда, в случае симметричных решений страна, которая имеет намного больший ресурсный потенциал, в процентном соотношении теряет меньше. И среди 800 тысяч пассажиров, которые с начала года пользовались перелетом Украина-Россия и Россия-Украина, около 70% - граждане Украины. Большая часть этих людей будет все равно ездить, но теперь им придется летать через Минск, Кишинев и другие города, потратив больше денег, времени и сил.
Однако в этом случае следует разделять символическое и материальное. Наша власть действует сейчас по принципу, при котором важнее символические победы, а материально как-то обойдется — Международный валютный фонд денег даст или еще кто-нибудь. Нам надо как-то уесть Россию, создать ей какие-то проблемы там, где мы можем. Типичный пример — блокада Крыма, которая создает на порядок больше проблем для Украины, чем для Крыма, но символически демонстрирует, что мы создаем проблему. Сообщение между Россией и Украиной не прекращается ведь целиком — остаются железнодорожные и автомобильные дороги. Кроме того, никто же не перекрывает газовые поставки, поставки нефти и угля, поэтому для серьезных людей это не выглядит убедительным.
Не знаю, какими будут имиджевые последствия, но, скорее, страдает репутация украинской власти в глазах европейцев, а не наоборот, как утверждали руководители, предпринимая такие шаги. Мол, Европа санкции ввела, а мы — нет, и это неправильно, но европейцы принимают санкции, которые ударяют больше по России, а не по Европе, хотя и по Европе они уже исчисляются миллиардом евро. С практической точки зрения, конечно, потеряют некоторые российские авиакомпании, которые лишатся маршрута, на котором они хорошо зарабатывали.