Несмотря на громкие заявления правоохранителей о прекращении незаконного промысла, в Житомирской, Ровенской и Волынской областях люди круглосуточно продолжают нелегально добывать янтарь
Специалисты утверждают, что в нашей стране едва ли не самые богатые залежи янтаря в мире. «Cолнечный камень» есть на Ровенщине, Житомирщине, Волыни. И почти вся добыча этой ценной смолы — нелегальная, причем масштабы незаконного промысла поражают.
«ФАКТАМ» на условиях анонимности удалось пообщаться с людьми, которые регулярно — несколько раз в месяц — отправляются мыть янтарь в другой районный центр. Поскольку большинство старателей трудятся на местных предприятиях, одним приходится отпрашиваться с работы, другим — брать отпуск за свой счет или больничный.
Я разговариваю со старателями перед их очередной «командировкой» за янтарем. Три семьи, от мала до велика, загружаются в микроавтобус. С собой берут еду, воду, теплую одежду, надувные матрасы, на которых будут спать в палатках. И, конечно же, инструменты — лопаты, сачки, ведра, веревки.
Готовятся к поездке даже дети 12—15 лет. Самому старшему пассажиру недавно исполнилось 78. Преодолев около двухсот километров из Новоград-Волынского в Олевский район, эти люди будут тяжко работать, причем в условиях, опасных для жизни. И все-таки они едут, потому что не видят иного выхода.
— Зарплаты хватает только на то, чтобы заплатить за коммунальные услуги и купить самое необходимое, — объясняет водитель микроавтобуса — 35-летний Игорь. — У меня трое детей, каждому нужен ноутбук или планшет. И это не прихоть, а жизненная необходимость. Дети должны развиваться, идти в ногу со временем, а я обязан об этом заботиться. Нам с женой не под силу купить сразу три планшета даже в кредит. Приходится крутиться. Узнали от знакомых, что можно заработать на мытье янтаря. Промысел незаконный, но, согласитесь, это все-таки лучше, чем грабить на большой дороге.
— Какой глубины ямы приходится рыть, чтобы добыть янтарь?
— Как правило, 2,5—3 метра, но бывает и 12 метров. Если янтарь «пошел», это можно определить по звуку — он чиркает о лопату. В хорошем месте удается за ночь намыть несколько килограммов и заработать от 800 долларов до 10 тысяч.
— Почему работаете ночью?
— Сейчас везде идут милицейские «шмоны», поэтому днем мы стараемся сидеть тихо. Ночью милиция побаивается приходить в лес — там и убить, и закопать могут, не спрашивая чина и фамилии. Часто местные старатели дерутся с приезжими за «жирные» места, даже калечат друг друга. Особенно опасно добывать янтарь в Коростенском районе — там нас в начале осени жестоко избили. Куму острием лопаты раскроили руку, соседу, который всегда с нами ездит, — голову. Меня от неминуемой смерти спасла супруга. Когда я от удара по ногам упал, она легла на меня, накрыв своим телом. Жену не тронули, только плюнули в ее сторону. Мужчине из Киевской области, который тоже решил попытать удачи на Коростенщине, прострелили обе ноги. Не знаю, выжил ли он.
— За что с вами расправились так жестоко?
— Местные разнюхали, что нам повалил янтарь. Мы сами себя выдали: на радостях работали без передышки. И тут пришли человек сорок, велели нам убираться в другое место. Конечно, никто уходить не хотел, завязалась драка… Когда мы подлечились, решили пока не ездить в Коростенский район, переключились на Олевск. Добираться туда дальше, зато там намного спокойнее.
— Расскажите о процессе работы. Наверное, приходится чем-то укреплять вырытые рвы?
— Укреплять глиняно-песчаные стенки жизненно необходимо, иначе они могут обвалиться, — говорит Игорь. — А работать на глубине одному — все равно, что рыть себе могилу. Однажды летом мы заметили, что сосед по яме не пришел ночевать к себе в машину. К бутылке с водой, которую он оставил на поверхности, никто так и не притронулся ни в этот, ни в следующий день, хотя стояла страшная жара. Оказалось, парень был буквально погребен заживо. Жуткая смерть… Вообще, непонятно, почему он работал в одиночку. Новичок, наверное. Здесь совет такой: не нужно жадничать, лучше трудиться вместе с кем-то и делить между собой добычу. Пусть заработаете меньше, зато вернетесь домой живыми.
Как правило, в яме одновременно работают не меньше пяти человек. Первый копает, второй черпает воду, третий подает ее четвертому, стоящему чуть выше, тот передает пятому, который выливает воду уже наверху. При этом постоянно нужно следить, чтобы по бокам ямы не пошли трещины. А еще кто-нибудь должен поддерживать огонь, готовить еду, стирать, присматривать за машиной, за добытым янтарем. Обычно мы приезжаем на пять—семь дней, реже — на трое суток.
Особенно много старателей в майские и рождественские праздники. В длинные выходные в лесу даже машину негде поставить, не то что огонь развести. Бывает, мы пользуемся одним костром с соседями.
— Где ночуете зимой?
— Как и летом — в палатке или машине. Правда, зимой стараемся не брать с собой детей. В холода многие старатели болеют, но даже с высокой температурой никто не бросает работу. Принял таблетку — и вперед.
Некоторые снимают жилье в соседних селах, там же готовят еду, сушат мокрую после работы одежду. Найти жилье не так просто, нужно бронировать комнату еще летом. Зимой во многих дворах висят таблички «Свободных мест нет». Мы даже шутим: как в летний сезон на морском побережье.
— Люди какого возраста работают рядом с вами?
— Видел и семилетних детей, и девяностолетних стариков. Детей берут с собой, скорее всего, для поддержки духа. Люди же преклонного возраста обычно работают поварами, прачками, охранниками, пока более молодые и крепкие «ловят» янтарь на дне ямы.
— Вы используете мотопомпу?
— На хорошую мотопомпу нужны огромные деньги. Но даже если она есть, то придется либо платить «крышевателю» за то, чтобы вас не трогали, либо быть нанятым рабочим высокопоставленного чиновника. Скрыть работу мотопомпы практически нереально — от нее в лесу стоит жуткий грохот. Тихо работают «китайки», но они не такие практичные и мощные, как механизмы более серьезного производителя. Если обычный старатель за ночь может лопатой добыть янтаря на сто долларов, то одна мотопомпа — на десятки тысяч!
Существует неписаное правило: рано утром и поздно вечером «мотопомщики» на час отходят от своих огромных размытых ям и дают возможность подойти к ним простым копателям. Люди начинают сачками ловить плавающий в воде янтарь. Если повезет, то можно за час «наудить» 200—300 граммов. Янтарь ведь очень легкий.
— Почему «мотопомщики» проявляют такую доброту?
— Это не доброта, а необходимость. Конечно, территорию, где работают мотопомпы, охраняют вооруженные люди, однако нас, обычных копателей, все равно больше. Ну сколько «мотопомщиков» — сто—двести человек? А нас несколько тысяч. Мы можем наброситься и разорвать их. Так, кстати, было в прошлом году.
«Мотопомщики» отказались в условленное время пускать людей, поднялся бунт. В результате одного зарезали, другого пристрелили, третьего оставили инвалидом. С тех пор, тьфу-тьфу, «режим» никто не нарушает. Дважды в день, как часы, мы можем подойти «порыбачить» сачками. Был случай, когда пожилая женщина вытащила янтарь, который продала за сто тысяч гривен! Копать пенсионерка не в силах, но половить сачком может. И таких, как она, множество. Кто-то весь день машет лопатой, а кто-то сидит и ждет «подхода» к размытой яме в надежде что-то из нее «выудить». «Мотопомщики» в это время поглядывают на часы: ровно через час они нас выгоняют со словами: «Ребята, всем спасибо, до свидания!»
В лесу одновременно работают несколько десятков мотопомп, которые вымывают янтарь на поверхность. Добычу сваливают в кучу, а мы смотрим издали и только облизываемся. Простые копатели радуются даже крохам.
Бывает, янтарь совсем не идет, за неделю 200 долларов на пятерых «накопаем». Но обычно везем домой по 200—300 долларов каждый.
— Куда сдаете добычу?
— С этим проблем нет. Звоню человеку, он приезжает в любое время суток, даже ночью, и все скупает. Просто нужно приблизительно назвать вес. Янтарь калибруется по цвету и размеру, очень крупный стоит значительно дороже.
По информации местных скупщиков, только в течение двух месяцев у населения было принято «солнечного камня» на 700 миллионов гривен. Об этом сообщил общественный деятель, депутат Олевского городского совета Александр Николайчук, которого за противоборство нелегальной добыче янтаря ранее жестоко избили неизвестные.
Между тем в пресс-службе Житомирской областной государственной администрации заявляют, что «удалось прекратить незаконный промысел промышленным способом — с помощью мотопомп и другого оборудования». Вторят чиновникам и правоохранители Житомирской, Ровенской и Волынской областей.
Так, на Волыни близ села Лесное Маневичского района разогнали пять тысяч (!) старателей с лопатами, сачками и мотопомпами. Правоохранители провели спецоперацию, были задержаны 70 человек.
— Ситуацию в районе удалось стабилизировать, — сообщил «ФАКТАМ» начальник Волынской областной милиции Петр Шпига. — В понедельник, 26 октября, по согласованию с МВД на месте происшествия находилось полторы тысячи бойцов спецподразделений и Национальной гвардии. Помощь правоохранителям оказывают добровольческие батальоны, лесная охрана, экологи. Задействовано 40 единиц техники. Сведения о происшествии внесены в Единый реестр досудебных расследований по статье 240 Уголовного кодекса Украины «Нарушение правил охраны недр».
На помощь волынским правоохранителям прибыли спецподразделения из других областей. По всему периметру выставлены блокпосты для круглосуточной охраны территории.
В то же время на Ровенщине у жителя села Старая Рафаловка Владимирецкого района изъяли 70 килограммов янтаря на сумму около двух миллионов гривен, а также мотопомпу и другие приспособления для нелегального промысла.
— Обыск проведен в рамках уголовного производства, которое расследуется органами СБУ совместно с прокуратурой по фактам незаконной добычи полезных ископаемых общегосударственного значения, — сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Ровенской областной прокуратуры. — В причастности к преступлению подозреваются сотрудники правоохранительных органов.
А на Житомирщине правоохранители обнаружили в лесу… экскаватор.
— Вблизи села Сырница Овручского района для нелегальной добычи янтаря старатели применили тяжелую технику, — сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе управления СБУ в Житомирской области. — Задержан водитель гусеничного экскаватора, который успел вырыть более 200 метров канав и повредить 85 деревьев.
На экскаваторщика наложен штраф в размере 62 тысяч гривен.
— Усиленные меры по борьбе с нелегальными старателями продолжаются в Олевском, Овручском, Коростенском, Емильчинском и других северных районах области, — рассказал начальник Житомирской областной милиции Валерий Рудык. — Незаконная добыча янтаря приносит миллионные доходы. Чтобы они поступали в бюджет, проблему нужно решать на государственном уровне. Необходимо ускорить принятие закона «О добыче и реализации янтаря», который бы определил правовые основания этого промысла. А также ужесточить уголовную ответственность за преступление, предусмотренное статьей 240 Уголовного кодекса Украины, включив в его состав не только незаконную добычу полезных ископаемых, но и приобретение, перевозку и хранение с целью сбыта.
— Закон, регулирующий добычу янтаря, обещают принять со дня на день. Вы согласны работать в лесу, приобретя лицензию? — интересуюсь у нелегального старателя Игоря.
— Оформлюсь предпринимателем и с удовольствием буду платить налоги в разумных пределах, — уверяет он. — Наша работа от этого легче не станет, мы так же будем трудиться по уши в грязи, опасаясь быть погребенными под завалами. Но зато перестанем бояться, что нас выгонят или покалечат. Я не стремлюсь заработать миллионы, просто хочу покупать детям торт не только по праздникам и приобретать новые джинсы не потому, что старые порвались. А главное — иметь возможность оплатить учебу детей в вузе.
Пока мы разговаривали, старатели погрузили вещи в микроавтобус и расселись по местам.
— Пора ехать, — прощаясь, говорит Игорь. — Нужно до темноты разбить лагерь, познакомиться с соседями, узнать обстановку, а еще найти место для костра. Ведь в лесу нас тысячи, мы копаем в нескольких метрах друг от друга. Пожелайте нам всем вернуться живыми…