Киевский фотограф год назад снял портреты «киборгов», затем издал их в виде календаря. Сейчас он фотографирует тех, кто получил орден «Народный Герой Украины»
Когда появился календарь «Киборги», все отмечали: «Какие красавцы! Какие у них глаза, мужественные черты». Его покупали в подарок, на память, для того, чтобы отправить за границу. Все деньги от продажи пошли на нужды 95-й бригады, бойцы которой и были запечатлены.
*Обложка календаря «Киборги»
«Обычно тираж настенного календаря, каким бы он ни был красивым, не превышает тысячи экземпляров, — говорит автор снимков Роман Николаев. — А в этом случае, насколько мне известно, было продано пять тысяч! В проекте также участвовал фонд „Вернись живым“. Мы выручили более миллиона гривен. Покупая календарь, люди еще и пожертвования делали. Починили двигатели к БМП, купили тепловизоры, необходимую ребятам оптику».
Мы беседовали с Романом в его студии на киевском Печерске напротив Киево-Печерской лавры. Прервал нас отец погибшего во время Майдана Устима Голоднюка Владимир. За свою неустанную волонтерскую работу мужчина получил серебряный орден «Народный Герой Украины». А Роман делает портреты отмеченных народом людей. Будучи в Киеве, Владимир заехал в студию. Съемка длилась недолго, но то, что я увидела на экране камеры, поражало. Роману удалось запечатлеть и характер, и скорбь, и силу, и желание побеждать…
*Владимир Голоднюк
— Это будет еще один календарь, теперь посвященный народным героям? — спрашиваю фотографа.
— Может быть, — отвечает Роман Николаев. — Еще недавно идея делать второй календарь казалась мне скучной. Я много думал о том, нужно ли сейчас снимать бойцов, увеличивать свой архив. Ответ получил на днях во время эфира на радио. Кроме меня, о войне и ее героях рассказывал еще психолог. Мне было интересно его мнение. Мы немного поговорили после эфира. И я услышал ответ на свой вопрос. Несмотря на усталость общества от войны, неоднозначное отношение к перемирию, интерес к героям не угасает. Ими продолжают восхищаться, им верят. Людям важно видеть их лица, их глаза. И я понял: нужно снимать дальше. Мы должны видеть лица ребят, знать о подвигах, которые они совершали… А деньги от продажи альбомов или календарей нужно отдавать адресно: или семьям погибших, или раненым, нуждающимся в сложном лечении, протезировании.
— Снимки «киборгов» вы делали ровно год назад в Песках. Как вы туда попали?
— Мой сосед активно занимается волонтерством. Он и предложил поехать в Славянск. Но там было все спокойно, налаживалась мирная жизнь. Туда ехать мне было неинтересно, о чем я ему сразу сказал. Тогда он спросил: «А в Пески поедешь?» — «О, — заинтересовался я. — А там можно будет снимать?» Ехал я уже с мыслью о календаре. Бойцы достаточно спокойно отреагировали на мою просьбу сделать их портреты. Только не разрешали тогда называть их настоящие имена.
— Вам было страшно?
— Только когда не фотографировал. А во время съемки у меня возникает особое состояние: становится жарко, как будто температура тела поднимается. Снимаю одного бойца, когда неподалеку что-то рассыпалось. «Минные осколки», — объяснил мне солдат. Произошла со мной и мистическая ситуация. Я снимал ребят на пленку. И когда уже проявлял ее, увидел, что один кадр наложился на другой. На одном боец с кроликом на руках, а на другом — солдат по имени Валик. Этот кадр стал обложкой календаря. В нем особое настроение. Жаль только, нормального портрета Валика у меня нет. Этот парнишка очень мне понравился. Каждый день он ходил через дорогу, которая простреливалась, кормить одинокую бабушку, отказывавшуюся оставить свой дом, и трех собак — хозяева их бросили во дворах домов, уезжая из Песок. Однажды я составил Валику компанию. Сначала нужно было аккуратно переступить через расставленные растяжки, а затем быстро перебежать дорогу, которую постоянно обстреливал снайпер.
*Боец Валик, рискуя жизнью, каждый день ходил кормить бабушку, отказавшуюся оставить свой дом в Песках. Однажды Роман Николаев составил ему компанию и сделал фото
— Роман, все ребята, которых вы снимали…
— Все живы, — не дав мне договорить, отвечает фотограф. — С некоторыми общаюсь до сих пор. Не могу сказать, что дружу, но созваниваемся регулярно. Они мне даже позывной дали, — Роман улыбается с явным удовольствием. — Называют меня «Дядей Ромой».
— Сколько времени вы провели с бойцами?
— Два дня. Из более мирного Славянска в Пески мы ехали на БТРе. Причем я сел на броню. Ох, как сглупил! Броневик ехал на максимальной скорости. Ветер задувал в капюшон просто зверски. Да и дорога обстреливалась… Возвращался я уже внутри. Мы жили вместе с ребятами в доме, стена которого была последним укрытием перед аэропортом. Ночью был сильный обстрел.
*Одна из работ Романа Николаева
— В сам аэропорт не пробовали попасть?
— Бойцы однозначно сказали: «Туда гражданские люди не поедут». Сергей Лойко, американский журналист российского происхождения, попал туда в конце октября прошлого года благодаря личным связям и согласию рисковать жизнью.
— Вы не завидовали его снимкам и тому, какой резонанс они вызвали?
— Нет. Он сделал свою работу на отлично. А я показал бойцов такими, какими их увидел. Мы по-разному донесли информацию о том, что происходит на линии огня. Видите, у меня в студии висит календарь Сергея. Я считаю, что за год должно было появиться гораздо больше книг и фотоальбомов о том, что происходит в зоне АТО. Но считайте сами: наш календарь «Киборги», календарь со снимками Сергея Лойко, его же роман «Аэропорт» и книга фотографий бойца 90-й бригады Руслана Боровика «ДАП». Этого очень мало.
— Кто вас назвал лучшим фотографом Украины?
— Это смешная история, — улыбается Роман. — Когда календарь был готов, волонтер, помогавший мне поехать в Пески и затем распространявший снимки, везде стал писать и говорить, что фотографии сделал лучший фотограф Украины. Он так решил. На самом деле я не профессионал. Увлекся фотосъемкой семь лет назад. До 2010 года был заместителем генерального директора завода имени Малышева, который выпускает танки. Он находится в Харькове, но есть и киевское представительство. Я работал над международными проектами: бразильским, пакистанским… До того, в период президентства Виктора Ющенко, работал в Администрации президента, в команде ныне покойного Александра Зинченко.
Фотографией занялся в 2006 году. Мы с друзьями поехали кататься на лыжах. На второй день я получил травму плечевого сустава. И развлекал себя тем, что фотографировал друзей. Вернувшись, показал снимки знакомому фотографу, а он назвал их мусором. Это меня зацепило. Попросил его научить меня фотографировать. «Главное в снимке — то, что ты туда вкладываешь», — основной его принцип. Сейчас мы вместе работаем. Он больше занимается дизайном. Сначала я снимал пейзажи. Затем появились предложения делать рекламу. Это приносило отличный доход. Помню, для Москвы нужно было снять колбасу. Это стоило восемь тысяч долларов. Причем даже колбасу нам поездом передавали. Тогда-то мы и открыли фотостудию, которая работает до сих пор. И я поменял профессию. Мои фотографии публиковали журналы «Форбс», итальянский «Вог».
— В армии служили?
— Нет. У меня записано в военном билете, что я годен к нестроевой — в детстве получил серьезную черепно-мозговую травму. И при этом моя профессия — инженер-механик по танкам. Я окончил машиностроительный техникум, затем вечерний факультет политехнического института. После школы пошел работать на Харьковский тракторный завод. Почему туда? Потому что он находился очень близко от дома — к проходной завода нужно было перейти дорогу. До техникума пешком десять минут, а до института еще ближе. Так что карьеру я сделал с самой малой должности… И что такое танки, вооружение, знал хорошо. Когда увлекся фотографией, снимал и реконструкции военных событий, поэтому опыт съемок военных действий имел. Кроме того, у меня есть еще один учитель — Юрий Косин. Его работы находятся в музеях мира, то есть фотографии перешли в разряд искусства. Я с ним случайно познакомился, хотя, уверен, в нашей жизни ничего не происходит случайно. Юра меня научил главному принципу: «Если происходят какие-то события, ты не можешь там не находиться». Поэтому я и поехал в Пески, был на Майдане. К сожалению или к счастью, 18 и 20 февраля находился в Кировоградской области. В Киев ехал через блокпосты. Дорога заняла больше времени, чем обычно. Жена ругалась: «Я беспокоилась, нервничала». Но потом подумала и сказала: «Хотя, если бы ты был дома, наверняка бы пошел на Институтскую»…
*Роман Николаев: «На киевском Майдане меня удивляло то, что ребята открыто шли на общение, разрешали себя фотографировать»
После выхода календаря «Киборги» Романа стали просить сделать снимки известные политики, чиновники высокого ранга, а сам он предложил чиновникам Министерства обороны сфотографировать всех бойцов, которые за время войны с Россией получили «Золотую Звезду» Героя Украины.
— Посмотрите на этих ребят — они же все выглядят, как голливудские актеры, — продолжает Роман. — Чтобы сфотографировать летчиков, я ездил в Винницу, некоторых бойцов снимал в Краматорске. Получился 21 портрет. Но число героев уже увеличилось до 32. Семеро проходят лечение за границей. Командир кировоградского третьего полка спецназа наотрез отказался фотографироваться. Его снимков нигде не найти. Еще несколько героев не хотят показывать свои лица. Говорят: «Снимешь нас после войны».
*Одна из работ Романа Николаева
— Есть для вас какой-то особенный герой, кого хотелось сфотографировать, с кем хотелось лично пообщаться, чья история вас потрясает?
— Мне интересно было снять легендарного «Маршала» — бойца 79-й бригады Евгения Жукова, который не только защищал донецкий аэропорт, но и вел оттуда репортажи, передавал видеообращения противникам, постоянно заявлявшим о взятии терминалов. Несколько недель назад я с ним встретился и сделал снимки.
Поразил меня в Песках оператор одного из телеканалов. Он добровольцем еще в самом начале войны пошел в 95-ю бригаду. Ваня играл на гитаре и пел. В тот момент я снимал кого-то другого. Развернулся и сделал всего один кадр. Очень он мне нравится…
Кто потрясает? Да все! Каждый, кто пошел защищать Украину добровольно, для меня герой.
*Евгений Жуков (киборг «Маршал»)
*Капеллан Андрей Зелинский
*Доктор Всеволод Стеблюк
*Создатель «Грузинского легиона» Мамука Мамулашвили
Фото из архива Романа Николаева