Чтобы скрепить свои отношения узами брака, эта пара приехала в мелитопольский загс (Запорожская область), преодолев не одну сотню километров — с территории оккупированного Крыма. И это не какой-то свадебный «выпендреж», а осознанное решение. Ольга Касяненко с Алексеем Вакулой живут вместе уже 15 лет, воспитывают дочерей — 13-летнюю Лену и 11-летнюю Лизу. Уже после торжественной церемонии молодожены поясняют журналисту, что в душе остаются гражданами Украины, поэтому и документ решили получить законный здесь — в надежде, что Крым обязательно вернется в состав нашей страны.
Будущие супруги жили в Крыму в соседних селах, но в школе учились одной и той же. Правда, когда Алеша уже заканчивал учебу, Оля еще была пятиклашкой. Ближе познакомились на сельских дискотеках. И, по словам новобрачной, сразу же после выпускного, в 2000-м году, любимый привел ее в свой дом, представил как жену. Вот только с официальной церемонией все не складывалось: на свадьбу нужно было накопить денег, а родители молодых жили небогато. Потом на свет появилась одна дочурка, через два года — другая. Жили дружно, работали старательно, вроде роспись уже не требовалась.
*На торжественной церемонии Алексей был в вышиванке, а Ольга в вышитом платье и в подаренных мужем ярко-малиновых полусапожках (фото автора)
— Мужа этот вопрос не волновал, — выдает семейные тайны Ольга Касяненко. — Ну, а у меня в душе иногда скребло, что мы официально не расписаны. Но я его не шантажировала, дескать, не буду рубашки гладить или обеды готовить, пока в загс не сводит.
По словам супругов, дискуссий по этому поводу у них никогда не возникало. Зато в вопросе, кто является главой семьи, разошлись. Алексей считает, что у них демократия, Ольга уверяет, что руководящая роль принадлежит мужу.
Взгляд на события, происходящие последние годы в Украине, у обоих совпадает. Беспредел, творившийся во времена правления Януковича, они осуждали и Майдан поддерживали. Потом вместе испытали ужас, когда увидели на крымской земле «вежливых зеленых человечков».
— У меня была паника, — рассказывает Оля. — Мы вообще не понимали, что происходит, когда по трассе шло 100 с лишним единиц боевой техники. Живем рядом с дорогой, поэтому видели все собственными глазами. И у нас на мосту, через который дети переезжали в школу, стоял блокпост, там чеченцы сидели с автоматами, БТР стоял.
— Что, разве мы раньше плохо жили? — недоумевает Алексей Вакула. — А на данный момент в Крыму многие фирмы и предприятия позакрывались, стало невозможно или невыгодно работать. Некоторые люди уже поменяли мнение и жалеют о том, что произошло. Но не все решаются высказывать свою позицию откровенно.
Супруги оставили украинское гражданство, в связи с чем добавилось проблем: потеряли возможность работать на своей земле, теперь считаются безработными, теряют стаж. Да еще крымские органы власти и правоохранители постоянно напоминают, что необходимо получить российские паспорта, а то, дескать, придется платить штрафы. Беспокоит родителей и проблема с будущими школьными документами дочерей, которые в Украине окажутся недействительными.
Месяц назад Алексей наконец-то предложил Ольге расписаться, и любимая женщина, конечно, ответила согласием. Однако супруг заметил, что у него настолько украинская фамилия, что просто грех было бы вписывать ее в российский паспорт и заключать брак на территории оккупированного Крыма. Мелитопольские друзья прописали мужчину у себя дома, и формальности были улажены.
— Ольга, а вы у своего Вакулы черевички, как героиня гоголевского произведения, не просили? — интересуюсь у новобрачной.
— Ну почему же? В последнее время говорила: «Ты мне черевички нашел, как у царицы?» Вот они, — молодая женщина демонстрирует ладные полусапожки ярко-малинового цвета. — Вместе выбрали кольца. Решили, что белое платье и костюм теперь, когда уже двое детей, нам ни к чему. А чтобы добавить праздничной атмосферы событию, решили купить вышиванку и вышитое платье. Это же наша украинская одежда!
— Кстати, на эту фамилию и на границе обращают внимание, дочек наших, случается, спрашивают, кто написал произведение про кузнеца Вакулу, — замечает Алексей.
Олина мама — уроженка Черниговщины, и родня там живет. У Алексея корни в Одессе и Полтаве. К счастью, у детей в школе в этом году впервые появился украинский как предмет — настояли родители!
— Мы от украинского не откажемся никогда в жизни! — заявляет Алексей.
— Вчера мы границу пересекали, и я российскому пограничнику, возвращавшему мне паспорт, машинально сказала: «Дякую», — добавляет Ольга. — Вообще мне часто задают вопрос: «А российский паспорт не получили?» Не получила. Надеюсь, что и не придется. Хотя многие просто были вынуждены принять российское гражданство — чтобы не лишиться своей земли или бизнеса.