Жители города, пострадавшего в результате ЧП на складе боеприпасов, нуждаются в стройматериалах, теплых вещах, продуктах питания, мебели и моральной поддержке
До прошлой недели здесь не было боевых действий. Город Сватово, несмотря на то, что находится в зоне АТО, всегда был украинским. Полтора года назад боевики во главе с Мозговым (который родом из этих мест) пытались захватить власть в свои руки. Но им дали жесткий отпор. Местные милиционеры предупредили: «Будем стрелять», а жители Сватово и соседних крупных сел организовали самооборону. Так удалось не допустить, чтобы сюда пришла война. Когда из Луганска начали уезжать люди, желающих принимали здесь: обеспечивали жильем, одеждой, работой. В Сватовском районе расселили 25 многодетных семей, сбежавших от войны. В четверг, 29 октября, ночью она таки сюда пришла. Вечером в мирном городе начали летать снаряды. По одной из предварительных версий, диверсанты подожгли две сигнальные ракеты на складе боеприпасов, который был размещен в километре от Сватово. Взрывы и пожары унесли жизни трех военных и продавщицы местного магазина. 16 человек пострадали. Были практически разрушены дома, больницы, школы, детские сады…
Вчера в пресс-службах АТО и Госслужбы по чрезвычайным ситуациям сообщили, что в ночь на понедельник, 2 ноября, на территории арсенала не зафиксировано ни одного взрыва, пожар потушен. Вокруг эпицентра детонации боеприпасов работают 90 саперов Вооруженных Сил Украины. В течение трех дней они очистили от взрывоопасных предметов четыре тысячи квадратных метров территории, обнаружили, изъяли и утилизировали около 700 боеприпасов, сообщил спикер АТО в Луганской области Руслан Ткачук.
Между тем губернатор Луганской области Георгий Тука заявил: хотя из бюджета выделено 10 миллионов гривен на срочное восстановление города, их невозможно использовать из-за бюрократических сложностей. При том что объемы разрушений в Сватово катастрофические: «Общая картина удручающая: масса зданий с поврежденными окнами и крышами. В том числе две школы, детский сад, школа искусств, пенсионный фонд, горсовет, гимназия, центр развития детей, школа-интернат, две аптеки, здание ДОСААФ. В частном секторе крыши повреждены в 118 домах, окна — в 169-ти. Четыре частных дома практически полностью уничтожены. Объем восстановительных работ огромный. Нуждаемся в пленке для заделывания оконных проемов, рубероиде, шифере и окнах».
Поскольку из пяти школ уцелела лишь одна, было принято решение приостановить учебный процесс. Как сообщил на своей странице в «Фейсбуке» уполномоченный президента по правам ребенка Николай Кулеба, восстановить работу наименее поврежденных школ планируется в течение недели. Возможно, к лучшему, что дети пока сидят дома, ведь Сватово усеяно обломками и неразорвавшимися снарядами.
Дом 29-летней Марины Дьяконовой не просто был разрушен. Он сгорел полностью.
— Когда раздались первые взрывы, десятилетний сын настолько испугался, что мы с мужем взяли ребенка, буквально прыгнули в машину и уехали за город, — рассказывает Марина по телефону. — Канонада, как нам показалось, стала утихать, и мы решили вернуться. Но дорога была перекрыта, в Сватово не пускали. Мы не могли понять, что нам делать, когда позвонила соседка: «Марина, где вы? Ваш дом догорает». Сказали об этом военным на блокпосту, и они позволили проехать. Возле нашего двора стояла пожарная машина, а вместо дома — сплошное пепелище. В него попали два снаряда — один угодил внутрь, а другой разорвался у порога. Сгорело все дотла. Ничего нельзя было спасти.
Здесь Марина с мужем и сыном прожила семь лет. Семья сделала ремонт, провела воду…
— Но дом записан на свекра, и мы не могли жить в нем долго, поэтому копили деньги для покупки своего жилья, — продолжает Марина. — Все сбережения сгорели: 12 тысяч гривен, 11 тысяч долларов, которые муж привез с заработков, золото… У меня в кошельке осталось всего 17 гривен. Мы и мебель покупали с мыслью о том, что заберем ее затем с собой. Сделали для сына хороший письменный стол. Купили кухню, плазменный телевизор, мультиварку и другую бытовую технику… Все в дом тащили.
Семья осталась и без документов. В сумочке, с которой Марина выскочила из дому, был иностранный паспорт мужа и ее украинский.
— Сейчас нас приютили кумовья, — вздыхает женщина. — Одноклассники сына собрали ему вещи, потому что на Никите были только шлепанцы и ветровка. Муж тоже уезжал в домашних тапочках. Я успела надеть ботинки. Но когда мы стояли возле догорающего дома, в мою куртку угодил осколок и прожег дыру…
— Соседние дома тоже серьезно пострадали?
— «Смерч» (а это были именно такие реактивные снаряды) зацепил школу неподалеку от нас. Разбил кухню в доме, который находится рядом с нашим, но там никто не жил. Взврывной волной от снаряда, попавшего в наш дом, снесло половину крыши у соседей. В районной администрации мне сказали, чтобы мы подыскивали себе дом для покупки, мол, деньги на это выделены. Но придется искать средства на бытовую технику, мебель. Понимаете, мои родители умерли, когда мне было 17 лет. Я стала парикмахером. Никогда ни у кого ничего не просила. Своими руками на все зарабатывала. Муж старался… И вдруг мы всего лишились. Сгорели даже мои инструменты, которые стоили тысячи три-четыре. Теперь мне даже работать нечем.
— Как сын переносит случившееся?
— Еще не может осознать, что остался без ноутбука. Когда с пожарища приехали переночевать к знакомым, Никита стал плакать: «Где мы теперь будем жить? В машине?» У нас только она и осталась. Да еще велосипед. 18 октября сыну исполнилось десять лет. Мы с мужем подарили ему классный велосипед. Он не пострадал.
Рассказывая обо всем, что пришлось пережить, Марина нервничает. Ее жизнь в одночасье рухнула. И как налаживать быт своей семьи, женщина пока не понимает.
— Руины продолжают тлеть до сих пор, — говорит сватовчанка. — И если в субботу стены еще стояли, то на следующий день они упали. Что теперь делать?
*"В дом попали два снаряда — один угодил внутрь, а другой разорвался у порога. Сгорело все дотла. Ничего нельзя было спасти", — говорит Марина
Те, кто хочет помочь семье Дьяконовых, могут перечислить деньги на карточку ПриватБанка 5 168 755 623 030 323. Счет открыт на имя Марины.
Реактивные снаряды летали по всему городу. Стекла выбиты в школах, в детских садах. Разбита городская больница. Коллектив «ФАКТОВ» вместе с крупной волонтерской организацией «Украинские химики» несколько раз передавали помощь местной клинике. В конце сентября я в очередной раз ездила с гуманитарным грузом в этот уютный город. Трудно поверить, что он серьезно пострадал.
— Я находилась в районной больнице, когда раздались первые взрывы, — говорит глава Сватовского районного совета Татьяна Бервено. — И я восхищаюсь врачами, медсестрами, всем персоналом клиники. Не было ни расстерянности, ни паники. Пациентов тут же начали эвакуировать в подвал. В первую очередь вынесли восемь тяжелых постинсультных больных, прикованных к постели. Из родильного отделения женщин на сносях срочно отправляли в соседние Лисичанск, Рубежное и Северодонецк. Некоторых пациентов приходилось уговаривать уйти из палат. Большинство из них были растеряны.
Работники больницы несли в подвал стулья, воду. Врачи возвращались в процедурные за медикаментами, несмотря на то, что там разлетались оконные стекла.
— Взрывная волна пришлась на здание больницы, — продолжает Татьяна Васильевна. — Причем на ту сторону, куда выходят в основном палаты. Операционные блоки расположены с другой стороны, но и они не уцелели…
— В то время, когда в городе начали рваться снаряды, проводились операции?
— К счастью, нет. Как раз перед этим ужасом хирурги выполнили кесарево сечение. На свет появилась двойня. Мамочку перенесли в безопасное место на одеяле. Доставили к ней и деток. Вскоре перевезли их в Северодонецк. С ними все в порядке. Мы каждый день интересуемся здоровьем всех троих.
Сейчас больница не работает. Врачи пока не могут проверить, в каком состоянии УЗИ-аппараты, другая техника, которой и до этого не хватало.
— В течение суток все окна затянули пленкой, в больницу подали тепло, благодаря чему система отопления была сохранена, — говорит глава Сватовской районной администрации Владимир Озеров. — Нужно как можно скорее восстанавливать поврежденную крышу, вставлять стекла, делать ремонт в помещениях. Без больницы нашему городу никак нельзя. Важно в сложившейся непростой ситуации сохранить работающих здесь врачей. Из луганских клиник к нам переехали и устроились на работу 12 высококвалифицированных специалистов, которыми мы очень дорожим. И если они сейчас переберутся в большие города, точно найдут там работу, и в Сватово не вернутся.
В выходные дни я несколько раз говорила по телефону с сотрудниками Сватовской администрации, попадала на оперативные совещания. Вот уже пятые сутки здесь все работают в круглосуточном режиме.
— Этим летом мы подружились с волонтерами из Каменец-Подольского, — рассказывает директор Сватовского районного центра социальных служб Ирина Кириченко, которая курирует работу «Банка теплых вещей». — Они уже прислали нам помощь. Фонд Дианы Макаровой передал строительные материалы и вещи. Во многих разрушенных домах одежда уцелела, но она в саже, штукатурке. Ее нужно стирать и стирать…
Спасатели открыли в городе три пункта обогрева, где для нуждающихся также готовят еду.
— Город еще не весь разминировали, — продолжает Ирина. — Разбитые крыши закрыли брезентом, окна затянули пленкой. Благодаря этому можно включать отопление, которое так подорожало… Тем, у кого есть возможность готовить еду, выдают продуктовые наборы. Из соседних городков начали приезжать строительные бригады. Они сами обсчитывают объекты, начинают ремонты. Привозят с собой не только гвозди и штукатурку с цементом, но и картошку, крупы мешками.
— Как ведут себя сватовчане?
— Первый шок уже прошел. Сначала все радовались, что выжили. А в субботу и воскресенье начали оценивать ущерб, думать, где брать необходимое, как жить дальше. Люди находятся в состоянии сильного стресса.
В мае этого года в двух городских школах старые оконные рамы поменяли на современные металлопластиковые.
— Школа № 8 — самая большая в нашем районе, — говорит заместитель главы Сватовской районной администрации Анна Лемешко. — Так в ней из 250 окон целыми остались всего шесть. Мы приняли решение, что до среды дети не будут ходить в школы и детские сады. А с четверга начнут работать три школы. В них дети будут учиться в две смены. Мы просим родителей и учителей объяснять детям, что нельзя поднимать найденные снаряды. Будем проводить собрания, где расскажем, куда нужно обращаться, если вдруг обнаружатся металлические предметы. Переживаем, чтобы никто больше не пострадал…
— Эта беда произошла накануне дня социального работника, — вспоминает Ирина Кириченко. — Мы с мужем стояли во дворе дома, когда услышали первые взрывы снарядов. Звук был похож на тот, который бывает при запуске фейерверка. Муж даже пошутил: «Ваши уже начали отмечать?» Но затем в небе появилось яркое зарево, а над городом стали летать снаряды. Они прочерчивали яркие траектории, как в кино. К сожалению, это был не фильм.
Жителям Сватово нужны строительные материалы: штукатурка, шпатлевка, краски, ДСП, шифер, гвозди. Продукты питания — крупы, консервы, овощи. Теплые вещи как для детей, так и для взрослых, особенно обувь. Понадобятся тетради, ручки, карандаши и другие канцелярские принадлежности. Необходимы медикаменты. Уточнить, в чем именно нуждаются сватовчане, можно по телефонам: 0 (50)700−82−98, 0 (97)088−75−07. Там же подскажут, как отправить гуманитарный груз. Помочь легко. Даже если вы отошлете мягкую игрушку или пачку печенья, жителям пострадавшего города станет чуточку легче и теплее.
Фото в заголовке со страницы Татьяны Погукай в Фейсбуке