«ФАКТЫ» рассказывают, как подготовить автомобиль к езде в осенне-зимний период
Осень уже вошла в завершающую фазу, в ночное и утреннее время земля покрывается изморозью, напоминая о неумолимо приближающейся зиме. Автомобилистам нужно обязательно выделить время, чтобы подготовить своих железных коней к осенне-зимней эксплуатации. Следует уделить внимание многим основным агрегатам, чтобы дальнейшая эксплуатация машины не доставила неожиданных и неприятных сюрпризов.
Если в теплое время старая батарея еще кое-как может справляться со своими функциями, то в холода пусковой ток аккумулятора существенно снижается (например, зимой может на 60 процентов), хотя при этом ему для прокручивания мотора требуется больше мощности, чем летом. Поэтому, если с похолоданием вы столкнулись с затрудненной заводкой, для начала батарею нужно просто подзарядить. Если же это не поможет и через какое-то время проблема повторится — аккумулятор в преддверии зимы пора заменить.
Вместе с тем и сам двигатель нуждается в соответствующей подготовке к холодам. В частности, для надежного пуска и бесперебойной работы рекомендуется проверить свечи зажигания. Так, летом при высоких скоростях движения они самоочищаются от нагара, а вот в холода, когда о лихой езде приходится забыть, тепловая нагрузка на свечу невелика, и она со временем покрывается слоем нагара. Поэтому перед зимой свечи необходимо почистить, а если срок их эксплуатации на исходе — лучше заменить.
Не стоит забывать и о системе охлаждения двигателя. Напомним, что согласно требованиям производителей антифриз нужно менять в среднем раз в два года, а при интенсивной эксплуатации — каждые 60 тысяч километров. Дело в том, что в дальнейшем присадки, находящиеся в составе этой жидкости, перестают выполнять свою функцию, и у антифриза изменяются характеристики, что ведет к увеличению температуры замерзания и повышению агрессивной активности по отношению к металлу (из-за чего ржавеют и выходят из строя элементы системы охлаждения).
С наступлением холодов большую актуальность приобретает система обогрева салона. В связи с этим следует проверить работоспособность и эффективность работы «печки». В старых машинах она может плохо греть из-за загрязнения радиатора печки, вследствие использования некачественной охлаждающей жидкости в двигателе или несвоевременной ее замены, что провоцирует коррозию элементов системы охлаждения, к которой и подключена «печка». Есть и другие причины плохого прогрева салона. Однако для качественной диагностики и ремонта лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам.
Не менее важный залог безопасной езды в холода — зимняя резина. Так, согласно многочисленным исследованиям мировых производителей шин, менять летние шины на зимние нужно тогда, когда среднесуточная температура на улице составляет плюс семь градусов. При такой температуре летние шины уже не могут обеспечить необходимые сцепные свойства с дорогой и у автомобиля снижается устойчивость, ухудшается управляемость и увеличивается тормозной путь. А вот зимняя «резина» уже даже при такой температуре отлично работает. Далеко не все считают замену резины важной необходимостью, но, как показывает практика, таким «экономам» потом приходится дорого расплачиваться. Нередко они попадают в ДТП вследствие езды на шинах, не соответствующих сезону, и вынуждены часто ремонтировать не только свой, но и чужой автомобиль.
Кузов — самая дорогая часть автомобиля и в смысле производства, и в смысле ремонта. Поэтому в ходе эксплуатации он нуждается в регулярном уходе. Нужно следить за состоянием лакокрасочного покрытия, особенно с учетом того, что коммунальные службы города так любят посыпать дороги солью. Агрессивная среда негативно влияет на краску и провоцирует коррозию металла в местах сколов и повреждений покрытия. В частности, периодически рекомендуется (особенно в преддверии зимы) проводить воскование кузова — нанесение на поверхность слоя воска. Подобные операции, как правило, выполняются на мойках автомобилей — нанесением жидкого воска путем его распыления (обеспечивает защиту на 2—3 мойки) или же твердого воска — специальных паст и полиролей (надежная защита в течение 3—6 месяцев). Кроме того, в ходе подготовки автомобиля к холодному периоду эксплуатации рекомендуется внимательно осмотреть лакокрасочное покрытие на предмет сколов: если краска сбита до голого металла, такие места в первую очередь подвержены коррозии. Поэтому во избежание проблем их следует обязательно подкрасить (можно самостоятельно с помощью специальных ремонтных комплектов краски).
Еще одним залогом безопасной езды является хорошая видимость. С учетом частых осенних дождей, а в дальнейшем и снегопадов нужно обязательно проконтролировать состояние стеклоочистителей. По мере износа резиновых элементов дворники начинают оставлять на стекле неочищенные участки или полосы. Такие дефекты очистки будут особенно опасны ночью, поскольку, преломляя свет встречных фар, они серьезно мешают обзору. Поэтому, если вы обнаружили подобную проблему, щетки следует заменить.
Пора также поменять жидкость в системе омывания стекол на более морозостойкую. Минусовые температуры могут застать врасплох, а замерзшая жидкость сделает невозможным эффективную очистку стекол. При сильных холодах разморозить систему будет нелегко — для этого автомобиль как минимум на полдня придется поставить в обогреваемый гараж. Кстати, нельзя применять в системе обычную воду — в жидкостях используются специальные присадки, обеспечивающие смазку трущихся деталей электромотора омывателя, а вода из-под крана ускоряет выход этой системы из строя.
Важно также обработать все резиновые уплотнители дверей и крышки багажника специальными силиконовыми смазками, чтобы предотвратить их примерзание к кузову, которое возникает вследствие разницы температур между разогретым салоном и морозной окружающей средой. Не стоит забывать и о дверных замках. Чтобы в холода предотвратить их обмерзание, замки превентивно рекомендуется обработать жидкими смазками.