«если у ребенка сильно снижен слух, то врач, не выяснивший этого, может принять глухого малыша за психически больного»

0:00 — 30 июля 2009 eye 907

Профессор Вагиф Рахманов разработал собственную методику, позволяющую возвращать маленьким пациентам слух, речь, налаживать их контакт с окружающим миром

«Сын ужасно нервничал, не понимал нас, а мы — его, и казалось, этому не будет конца»

- Сразу после рождения сын перенес двустороннее воспаление легких и отек мозга, у него случились судороги, — рассказывает Людмила, мама шестилетнего Саши.  — Когда ребенок начал подрастать, мы заметили, что он нас не понимает, не слышит, не развивается, вообще не пытается общаться. В Тернопольской больнице ему поставили несколько диагнозов: задержка развития, глухота и аутизм. Саша был очень нервным, иногда казался невменяемым. Кричал, когда ему что-то не нравилось, издавал странные звуки. Что я ни пыталась делать для сына, какие лекарства ни давала, результата не было. Ребенку исполнилось четыре с половиной года, когда мы узнали о том, что в Днепропетровске есть центр, где лечат нарушения слуха и речи. Руководит центром профессор Вагиф Рахманов. Родители детей, у которых были почти такие же проблемы, как у нас, рассказывали чудеса: доктор возвращает слух по своей методике, учит говорить. Мы тоже решили попытать счастья.

- В чем заключается лечение?

- Профессор знакомится с ребенком и, кажется, между ними уже возникает контакт. Вообще, дети обожают Вагифа Мамедовича, хотя он разговаривает с ними строго и по-взрослому. Основа лечения — сеансы гипноза, музыкотерапия, массаж ушек, иглоукалывание. После этих процедур ребенок становится более спокойным, уравновешенным и, что удивительно, начинает… слышать. Так было и с Сашей. Кстати, доктор сразу лечит и родителей — тоже ставит иголки, ведь нервная система у многих на грани срыва… После сеанса родители должны самостоятельно заниматься с детьми, выполнять определенные упражнения, например, хлопать в ладоши то с одной, то с другой стороны от ребенка, говорить слова, просить найти те или иные предметы. Саша, который раньше ничего не понимал и не слышал, начал выполнять мои просьбы, а через несколько сеансов заговорил!

- И что же он сказал?

- «Мама, дай кушать!» С каждым курсом лечения сын все лучше слышал, и сейчас слух у него в норме. За два года мы прошли пять курсов по четыре недели. Успехи просто отличные: ребенок говорит, я его понимаю. Он веселый, интересуется всем новым. У нас есть надежда, что вскоре Саша пойдет в обычный садик, а затем и в школу. Наш старший десятилетний сын не мог раньше общаться с младшим братиком, а сейчас они уже вместе играют. Для меня это просто счастье, о котором я готова рассказывать всем. Ведь многие родители, испробовав на своем ребенке различные методы лечения и не получив результата, опускают руки. А этого нельзя делать ни в коем случае.

«Ссоры в семье, когда мать беременна, могут сказаться на психологическом состоянии будущего ребенка»

В редакции не раз раздавались звонки от благодарных родителей, чьи дети прошли лечение в Украинском психотерапевтическом реабилитационном центре в Днепропетровске. Одни рассказывали, что у ребенка восстановился слух, другим Вагиф Рахманов помог вылечить анорексию (заболевание, при котором организм отказывается принимать и усваивать пищу). У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) благодаря процедурам, проводящимся у Рахманова, увеличился объем движений. На сегодня одной из серьезных проблем стал аутизм.

- Это патология психологического развития, при которой ребенок не проявляет интерес ко всему, что происходит вокруг, с ним сложно найти контакт, — говорит руководитель Украинского психотерапевтического реабилитационного центра (г. Днепропетровск), член Европейской ассоциации психотерапевтов доктор медицинских наук профессор Вагиф Рахманов.  — Как правило, дети с аутизмом не реагируют на звуки. Поэтому важно определить, болен ли малыш аутизмом или у него снижен слух. Бывает, что есть и та, и другая патология. Чтобы выяснить, почему ребенок не желает общаться и замыкается в себе, недостаточно прийти на прием к врачу на 15 минут. Ведь даже кабинетная обстановка сначала выбивает малыша из колеи, и он не раскроется в полной мере. Конечно, у врачей большая загруженность, нехватка времени. Но из-за ошибочно поставленного диагноза будет назначено неправильное лечение. На это уйдет время. По нашим данным, лишь пять-десять процентов родителей пытаются перепроверить поставленный диагноз, а остальные соглашаются с ним и начинают давать лекарства. Некоторые семьи ищут знахарей, экстрасенсов, колдунов, впадают в «магическое настроение» и вообще перестают заниматься самим ребенком.

- С какими болезнями путают аутизм?

- Например, детям с нарушением слуха ставят диагноз умственная отсталость, аутизм, назначают успокоительные и сосудистые препараты, в то время как ребенка надо учить слушать и слышать. Мы часто сталкивались с подобными ошибками.

- Как исправить ситуацию?

- Чтобы поставить точный диагноз, врач должен несколько дней наблюдать маленького пациента в стационаре. В моей практике так было не раз: ребенок устал в дороге, его окружают непривычные предметы, чужие люди, и при первой встрече он ведет себя, как загнанный в угол мышонок. Лишь освоившись в новой обстановке, малыш проявляет себя как личность. И я вижу, с какими проблемами нам надо бороться. Если речь идет об аутизме, то родители должны знать, что медикаментозная терапия при этом заболевании не всегда эффективна. Понадобится труд всей семьи, чтобы появился контакт с ребенком.

- В чем причина этого недуга?

- Их множество, но найти основную бывает сложно. Например, помню рассказ мамы аутичного ребенка о том, что во время беременности в семье возникали ссоры, речь не раз заходила об аборте. В конце концов родители разошлись. Повлияло ли это на психологическое состояние малыша? Думаю, да. Ситуация типичная. К факторам риска можно также отнести патологию беременности, перенесенные ребенком в раннем детстве тяжелые заболевания. Хочу обратиться к родителям: какой бы диагноз ни поставили вашему сыну или дочке, только вы сможете им помочь. Общаясь с аутичными детьми, важно соблюдать некоторые правила: прекратить излишнюю опеку, не говорить при ребенке о его негативных чертах, хвалить малыша и высказывать надежду, что завтра у него все получится еще лучше. Эти дети особенно чувствительны к посторонним звукам во время сна и могут слышать разговоры родителей, обсуждающих свои отношения. Так можно травмировать психику ребенка. Мамам и папам наших пациентов мы советуем вести дневник, в котором ежедневно записывать даже маленькие достижения, отмечать особенности характера своего чада. Поверьте, это путь к успеху.