Известные люди продолжают рассказывать «ФАКТАМ», как им живется во время кризиса
В нынешние сложные времена каждый выживает как может. Например, один из богатейших людей планеты американский миллиардер Уоренн Баффет придумал себе необычную, но очень прибыльную статью доходов. За возможность пообедать с биржевым гуру в одном из ресторанов Манхэттена нужно выложить один миллион 680 тысяч долларов.
Желающих пообщаться с человеком, воплощающим успех, уже выстроилась очередь. Стоимость обеда, уверены они, окупится. Ведь опыт, накопленный Баффетом (чье состояние оценивается в 37 миллиардов долларов) за долгие годы работы на фондовом рынке, бесценен. Кстати, значительную часть средств, вырученных от бизнес-ланчей, миллиардер планирует отдать нуждающимся в Сан-Франциско.
Интересно, а как выживают в кризис наши отечественные знаменитости?
- Концертов практически нет, — не скрывает народная артистка Украины Нина Матвиенко. — Но работа, слава Богу, еще есть, зарплату получаю. Я преподаю вокал в Киевском национальном университете культуры и искусств и являюсь солисткой камерного оркестра. А вот сын, например, уже почти год денег не получает — он расписывает Успенский собор. Так что мне нужно семью кормить.
- С банком проблем не имели?
- Нет, кредиты я никогда не брала, не имею денег и на книжке.
- На чем экономите?
- На себе. Не покупаю обувь — ношу по три-четыре года. Шубу много лет уже не меняю. Меня совесть замучает, если себе буду приобретать обновки, когда семья в чем-то нуждается.
- Какой кризис страшнее — 1990-х годов или нынешний?
- Думаю, прошлый. Сколько людей вынуждены были уехать за границу на заработки! Нынешний же кризис, мне кажется, создан искусственно.
- А лично у вас случался в жизни кризис, который было очень сложно преодолеть?
- Знаете, душевные кризисы гораздо тяжелее, чем финансовые. Мне в таких ситуациях Боженька помогает. Бывало, поплачу-поплачу, пойду в церковь, помолюсь — и жизнь налаживается. Господь дает силы и друзей, которые помогают одолевать трудности.
- Многие сейчас в отчаянии из-за потери работы, доходов
- Это, конечно, тяжело. Но, с другой стороны, часто ведь люди работают как-нибудь, халтурят, воруют. Разве не так? И думают, что так может продолжаться бесконечно. Если же работаешь добросовестно, профессионально, то и заказчики будут, и работы хватит на всю жизнь.
- Экономите?
- Нет, как-то не умею экономить. У меня этот дар отсутствует.
- Кредиты брали?
- Нет, к счастью, хоть в этом повезло.
- Доходы существенно упали?
- А у меня никогда баснословных и не было. Я каждую копеечку зарабатываю нелегким трудом, как донецкий шахтер.
- Кстати, могли бы изменить профессию ради больших заработков? Некоторые ваши коллеги в 1990-е годы, например, уходили в бизнес
- Я в 1990-м как пришел в «Молодой театр», так по сей день в нем и работаю. Помню, в те годы зрителей не было, зарплаты тоже, но я упорно долбил профессию. Мне было 40 лет. Думал тогда: ну начну сейчас рыпаться, так вообще ни с чем останусь. И даже не пытался искать что-то другое.
- Зато надежно заняли место
- Ну если глубоко задуматься, то так в сущности и получается (улыбается).
- Как вы поднимаете себе настроение, если оно у вас плохое?
- Недавно совершенно интуитивно надыбал одно средство. Я живу на первом этаже, и вид из окна у меня был та-а-кой грустный — сетка-рабица, серая жэковская пристройка Одним словом, тоска полная! И вот как-то пошел я купаться на Днепр, выхожу из воды, а на берегу лежит большой валун гранитный. Меня тут же осенило: «А не сделать ли мне под окном альпийскую горку?»
С того самого дня я таскаю из Днепра гранитные глыбы и выкладываю из них горку. И таким образом, каждое утро варю себе кофе, высовываю свою морду в окошко, курю и торжествую! Радуюсь каждому цветочку, который поднимает головку на клумбе. Недавно лилия зацвела, вот-вот розочка распустится. Скоро ботанический сад у меня будет! И, главное, все это на шару! (смеется).
- Кредиты выплачиваете?
- Брал на расширение бизнеса.
- Экономите?
- В прошлом году — еще до кризиса — купил все, что хотел: жилье, машину, поэтому сейчас особо ни на что не трачусь. В квартире успел даже ремонт сделать. Да и одеждой семья обеспечена.
- За границу поехать отдыхать нынешним летом собираетесь?
- Мне больше нравится ездить по Украине. Может быть, конечно, сервис у нас хуже, но нет языкового барьера, все родное. Приятно встречать знакомых. Кроме того, я такой человек, что люблю в любой момент сорваться с места, а за границей нужно весь срок сидеть — десять или четырнадцать дней. Я столько не выдерживаю!
- Какой кризис страшнее — тот, что сегодня, или 1990-х годов?
- В 1990-е я его не особо ощутил, потому что у меня не было бизнеса. Этот кризис страшнее, так как можно потерять все, что заработал.
- У вас есть рецепт против пессимизма?
- Он простой: побольше оптимизма!
- Кризис ведь коснулся даже олигархов
- Все это лицемерие! Те, кто ворочают миллионами, и сегодня устраивают дни рождения на Сейшелах, заказывая чартерные самолеты на 200 и больше гостей. А в интервью прессе рассказывают, что будут отдыхать в Крыму, за границу не поедут и так далее
- Вы кредиты выплачиваете?
- В жизни их не брал! Я банкам никогда не доверял, потому что лично знаю некоторых банкиров. Не раз слышал от них такие рассказы, после которых понял: с этими людьми лучше дел не иметь.
- На чем-то экономите?
- Особенно ни на чем, но когда долго нет работы, начинаю оглядываться по сторонам, жду звонков и заказов. Богатенькие «буратины», несмотря на кризис, снимают так называемое папиковское кино. Так окрестил этот жанр актер Дмитрий Нагиев. «Папик» — это муж или богатый любовник. Они в главных ролях хотят видеть своих жен, любовниц и дочерей — для личного удовольствия, удовлетворения собственных амбиций. Потом с гордостью демонстрируют эти фильмы или клипы друзьям, знакомым. Часто приглашают для съемок в таком домашнем кино известных артистов. А поэтов, композиторов, сценаристов просят написать песни, сценарии. Такие заказы в кризисное время тоже выручают.
- Если бы профессия перестала кормить, чем могли бы заняться?
- Как говорят юмористы Таксюр и Володарский, можно «водить по Киеву экскурсии, показывать места, где нас когда-то «кинули».
- Когда на душе скребут кошки, как поднимаете себе настроение?
- А я не позволяю ему опускаться! Пессимистические мысли проедают печенку, поэтому не стоит особо «париться».