«МЕГАБАНК» — это всегда только хорошие новости. Иногда складывается ощущение, что банк находится в другой стране, не в Украине, экономическое положение которой очень сложное…
— Конечно, «МЕГАБАНК» — это украинский банк, который ощутил на себе все нынешние экономические трудности, — говорит председатель правления банка Елена Жукова. — Может быть, немного в меньшей степени, чем других участников рынка, но и нас не обошли стороной проблемы, связанные с падением доверия населения к банковской системе, скачками курса доллара
К тому же в этом году банк отпраздновал 25-летие. Конечно, никаких массовых гуляний мы не устраивали: для нас это был повод оглянуться назад, проанализировать пройденный путь. Ну и конечно, напомнить клиентам о том, что с момента основания «МЕГАБАНКА» прошло четверть века. Нам было важно донести до людей простую самоочевидную мысль, что банк, который прошел такое испытание временем, не может не пользоваться доверием.
— К вопросу доверия: украинцы перестали доверять банкам, что вылилось в резкое падение депозитной базы. Сейчас ситуация с депозитами стабилизировалась, но остается сложной. Как «МЕГАБАНК» решал эту проблему?
— Вы правильно отметили, что причиной сокращения депозитов стал кризис доверия к банкам и банковской системе в целом. Но ведь люди доверяют свои сбережения конкретным финансовым учреждениям, а не абстрактной банковской системе. Нам было важно доказать, что «МЕГАБАНК» — это банк, который никогда не подведет. Конечно, можно было сосредоточиться на агрессивных рекламных решениях. Но мы пошли по пути, который показался более честным и органичным для нашей философии: мы просто были максимально открытыми. «МЕГАБАНК» занимал высокие места в рейтингах открытости и до кризиса, а в последние годы мы еще больше усилили информационную работу. Конечно, мы не сообщали каждому: «Мы — надежные». Мы просто честно информировали общественность о том, чем живет банк. И каждый, кто хотел поинтересоваться, как дела у «МЕГАБАНКА», получал не только информацию, но и понимание того, что банк развивается, банк прозрачный и честный. Для клиентов это оказалось куда важнее броских слоганов. На 1 ноября объем срочных средств клиентов «МЕГАБАНКА» составил 2 807 млн грн, что на 622 млн грн, или 28%, больше, чем на начало года.
— Как обстоят дела с потребительским кредитованием? Ведь с кризисом люди стали покупать меньше дорогих вещей, таких, которые обычно брались в кредит.
— С кризисом люди не переселились из квартир в пещеры, не стали предпочитать телевизору рассматривание наскальных рисунков. Да, определенное падение спроса имеет место, но это так называемый отложенный спрос,
— А как обстоят дела с кредитованием бизнеса? Общий экономический спад не мог не сказаться на общем объеме кредитования экономики.
— Сложилось так, что подавляющее большинство наших клиентов из бизнеса имеют стабильное финансовое положение и работают с нами не один год. Поэтому общий экономический спад нас не затронул так, как других. Это кажется везением, но на самом деле это результат продуманного подхода. Во-первых, «МЕГАБАНК» всегда был нацелен на долгосрочное сотрудничество с клиентами. Во-вторых, мы всегда проводили очень взвешенную политику в части кредитования бизнеса в том числе. Даже в более благоприятной экономической ситуации мы не гнались за рискованными инвестициями, сулящими быструю прибыль. Для нас более важными были стабильность клиента и нацеленность на долговременное сотрудничество. Те, кто действовал, как мы, встретили кризис с широким кругом надежных партнеров, с отношениями, выстроенными на взаимной поддержке. Те, кто гонялся за быстрой прибылью, сейчас подсчитывают убытки.
Такой выверенный подход к формированию клиентской базы — во многом результат сотрудничества с международными финансовыми институтами: акционерами «МЕГАБАНКА» являются ЕБРР, KfW и Международная финансовая корпорация (IFC). Иностранные партнеры помогли изменить подход к корпоративному управлению, к выстраиванию бизнес-процессов. Сейчас «МЕГАБАНК» — это настоящий европейский банк. Европейский не потому, что мы решили задекларировать принадлежность к популярному тренду, а потому, что мы уже много лет используем европейские подходы к ведению бизнеса.
— Кроме методической поддержки, зарубежные партнеры оказывают поддержку финансовую?
— Да, безусловно. За десять месяцев были получены средства в размере 8 млн долл. США по договору с «WorldBusiness Capital, Inc.» (WBC) и 1 млн долл. США по договору с «Укрэксимбанком». Кроме того, в сентябре текущего года Европейский фонд Юго-Восточной Европы (EFSE) предоставил «МЕГАБАНКУ» программное финансирование в размере 120 млн грн для поддержки микро-, малых и средних аграрных предприятий и фермеров в Украине сроком до двух лет. Общая сумма кредитов, привлеченных от международных и прочих финансовых институтов, составила в эквиваленте 2 077 млн грн, увеличение с начала года — 317 млн грн. В общем, поддержку иностранных партнеров мы ощущаем постоянно. И поддержка эта — свидетельство того, что в Европе, где стандарты ведения бизнеса несравнимы с украинскими, видят в «МЕГАБАНКЕ» надежного партнера.
— Что бы вы хотели пожелать читателям?
— Я бы хотела пожелать читателям не бояться жить. Да, сейчас мы переживаем очень сложный период, но это не значит, что нужно спрятаться от жизни, закопав в огороде обращенные в доллары сбережения. Это не значит, что нужно сворачивать бизнес или останавливать его развитие в ожидании лучших времен. Это не значит, что нужно себе отказывать в необходимом, опасаясь, что будет хуже. Хуже будет, когда все мы снизим свою экономическую активность. Но если мы продолжим идти вперед, преодолев недоверие и пессимизм, у нас все получится.