Политика

Дмитрий Шимкив: "Во всех странах, взявших в свое время курс на активное изучение английского языка, произошел экономический рост"

7:45 — 4 декабря 2015 eye 3779

Президент Петр Порошенко объявил 2016-й годом английского языка в Украине

Украина отстояла внешнеполитический курс на Европу, но при этом всего семь процентов жителей нашей страны свободно владеют английским языком, без которого невозможно общение в западном сообществе. В 60 странах мира — с большинством из них мы стремимся сотрудничать — английский имеет официальный статус государственного. А один из приоритетов языковой политики стран Евросоюза — знание каждым гражданином не только родного языка, но и как минимум двух иностранных.

«Политики прошлого десятилетиями загоняли нас в банальный конфликт между украинским и русским языками. На этой очевидной манипуляции многие годы строились кампании президентов, премьеров и целых партий. Сравнивать себя с другими и оглядываться — удел неудачников. Украинский язык есть. Его не надо противопоставлять любому другому… Мы должны уйти от этой местечковой логики. Пора двигаться в сторону большого мира, где язык — это не только фактор самоидентификации, но еще и способ получения знаний, информации о реальности и знакомства с новейшими достижениями». С этими словами народный депутат, основатель инициативы Go Global Мустафа Найем вместе с координатором проекта Оксаной Мовчан и заместителем главы Администрации президента Дмитрием Шимкивым запустили всеукраинскую программу по популяризации и изучению иностранных языков «Украина Speaking». А президент Петр Порошенко поддержал инициативу, подписав указ о том, что 2016-й будет годом английского языка в Украине.

О том, как и зачем в нашей стране внедряют инициативу Go Global, «ФАКТЫ» попросили рассказать заместителя главы Администрации президента Дмитрия Шимкива.

— Почему вы считаете изучение английского необходимым для украинцев?

— Инициатива Go Global частично родилась из попытки понять, откуда в головы наших людей проникает российская пропаганда. Мы с Мустафой Найемом и Оксаной Мовчан заметили, что украинцы — будь то ученые, программисты, инженеры, врачи или домохозяйки — чаще всего ищут важную для себя информацию на российских сайтах. Просто потому, что их намного больше, чем украинских, они профессионально сделаны и раскручены. Люди заходят почитать научные публикации, посмотреть интересные фото или найти кулинарные рецепты, и тут на них со всех сторон начинают выпадать «ватные» новости. Это одна из мощнейших стратегий пропаганды — проникать в умы не напрямую, а опосредованно. Вроде человек пришел за одним, но ушел с сайта с чем-то другим. И при этом уверен, что это его выбор и его мысли.

Мы поняли, что если не создать альтернативу этим многочисленным пропагандистским сайтам, украинцы обречены. Англоязычные ресурсы — вот источник качественной информации без российского агитпропа. Английский — лидер среди языков в Интернете (55 процентов всех веб-страниц созданы на английском). Более 85 процентов научных изданий в мире выходят на английском. Это основной инструмент для образовательных платформ и МВА-школ. Это язык международных конференций, культурных биеннале, дипломатии и спортивных соревнований.

И потом английский — это универсальный язык общения в мире. Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок знал английский? Это возможность путешествовать, лично узнавая, как живут люди в разных странах, возможность лучше понимать и принимать туристов.

Во всех государствах, взявших в свое время курс на активное изучение английского языка, произошел экономический рост. Причина проста: когда иностранные инвесторы узнают, что многие граждане данной страны разговаривают на одном с ними языке, то понимают: здесь несложно найти работников с высоким уровнем образования, мотивации и IQ. Персонал от этого тоже выигрывает, так как зарплаты в международных компаниях всегда выше средних по стране. В свое время Украина проиграла крупный инвестиционный проект именно из-за проблем с иностранным языком. Компания мирового уровня выбирала, где открыть свой колл-центр — в Украине или в Румынии. И Румыния победила, потому что у нас не нашлось достаточного количества сотрудников, свободно владеющих английским.

— В чем суть Go Global?

— Чтобы проект был эффективным, мы привлекли к сотрудничеству партнеров: государственные органы, посольства, языковые школы, культурные центры и много других организаций. Работать Go Global будет по принципу Майдана, то есть каждый, кто хочет помочь и поучаствовать, помогает своими знаниями и навыками. У Go Global есть интернет-сайт и страница в «Фейсбуке», там будут размещены списки всех, кто готов участвовать и помогать другим людям изучать язык. Наша задача — свести тех, кто ищет возможность, с теми, кто ее предоставляет. Эта модель в мире называется multi-stakeholder governance. Есть идея, и на нее, как на свет, приходят люди. В результате возникает синергия.

— Среди целей инициативы — до 2020 года увеличить процент украинцев, свободно разговаривающих на английском, с семи до двадцати. Каким образом вы планируете это сделать?

— Один из первых шагов — подготовка учителей английского языка. Нам помогает Британский совет, который должен обучить 170 учителей-тренеров, а те в свою очередь передадут знания дальше — трем с половиной тысячам коллег. Опыт Грузии, куда в свое время приехали с аналогичной миссией почти пять тысяч западных учителей-волонтеров, показал: молодое поколение грузин разговаривает на грузинском и на английском, а на русском — нет!

Для повышения квалификации преподавателей английского языка в маленьких городах и селах планируем внедрять специальную программу их переподготовки. Хотим предоставить учителям современную методологию английских и американских вузов, а тем, кто продемонстрирует лучшие результаты, — еще и стипендию. Уже есть фонды, которые готовы профинансировать такие выплаты преподавателям, прошедшим переподготовку.

Второй момент — обучение английскому чиновников. На некоторых должностях невозможно работать без знания иностранного языка. К примеру, мы протестировали всех сотрудников Администрации президента. Оказалось, что лишь 38 процентов могут читать, писать, общаться на актуальные темы и проводить встречи на английском. Остальные требуют дополнительной подготовки. Мы никого не увольняем — мы помогаем. Трижды в неделю эти чиновники будут учить английский. Через год их опять протестируют, и после чего уже будем делать выводы. Сегодня я вижу, что люди учатся охотно. А для новых сотрудников знание английского — обязательное условие и гарантирует 10-процентную прибавку к зарплате.

Кроме Администрации президента, к инициативе подключились Нацбанк и Минэкономики. В идеале это должны сделать все министерства. Мы с удовольствием поделимся с ними алгоритмом, разработанным по итогам изучения опыта европейских и ряда азиатских стран.

Третий вектор — работа с медиа. Есть идея запустить англоязычную программу с субтитрами. Некоторые телеканалы, например «1+1», уже показывают сериалы в таком формате. Идею можно развивать, делая короткие утренние выпуски на английском.

Следующий пункт — кинотеатры. С 26 ноября в сети «Мультиплекс» новинки проката идут на языке оригинала. Это пилотный проект с целью исследовать спрос. Уже видим, что киевлянам такой формат интересен. И даже если у кого-то англоязычные фильмы без дублирования вызывают неприятие, со временем люди привыкнут и будут считать это нормой. Когда-то в Скандинавских странах английский знало меньшинство населения. А в какой-то момент там просто отказались дублировать голливудские фильмы. Люди перестроились, и сегодня английским владеют все — от мала до велика.

Хочу подчеркнуть важный момент в указе президента — это внедрение новых приоритетов в работе госорганов. В частности, Министерство образования, которое тоже поддерживает кампанию «Украина Speaking», добавит в школьную программу конкурсы, олимпиады, соревнования, вечера и спектакли на английском.

Далее — обмен студентами. Чтобы другие страны, увидев, что в Украине английский — приоритет, создавали под это свои симметричные программы. Мы хотим, чтобы по обмену ездили не единицы, а сотни студентов. Но это затратно, поэтому ищем возможности, чтобы эти программы поддерживали другие страны.

— Допустим, я учитель или ученик обычной сельской школы. Как мне поможет ваша инициатива?

— Преподавателю, который хочет совершенствоваться, поможем освоить лучшие мировые методики обучения иностранному языку. Кроме того, будем пополнять библиотеки в сельских школах книгами на английском. Раньше мы передавали литературу на украинском, а теперь вот взялись и за английскую.

Есть также идея организации в стране языковых лагерей, куда вожатыми будут приглашать носителей английского (например, из диаспоры). У детей появится возможность практики, без которой выучить язык невозможно. Любой учитель английского должен иметь возможность отправить своих учеников в такой языковой лагерь.

В рамках проекта создан также информационный ресурс, с помощью которого иностранные языки можно изучать дистанционно. Партнеры проекта предоставили нам бесплатные онлайн-тесты, курсы, обучающие фильмы… Например, Британский Совет передал 10 тысяч бесплатных курсов для преподавателей и учеников.

В ближайшее время планируется также запуск сети бесплатных языковых центров на базе библиотек и коворкингов (коллективный офис. — Ред.), в которых все желающие получат дополнительные возможности для изучения и практики иностранных языков. Это будут дискуссионные клубы с участием носителей языка, просмотры фильмов, обучающие игры и другие мероприятия.

Go Global в регионах — это хороший повод для активизации работы местных советов. Например, они смогут проводить англоязычные фестивали и конкурсы, а где-то просто повесят вывески и указатели на английском — любая инициатива хороша. Go Global будет показывать всей стране, какой город и регион интереснее и активнее себя проявляет. Кто самый дружественный для иностранцев. И в каком регионе английским владеют наибольшее количество жителей. Надеюсь, это станет национальной игрой, в результате которой люди получат очень сильный навык.

— Опыт подготовки к Евро-2012, а именно: обучение сотрудников правоохранительных органов английскому за три месяца перед чемпионатом, оказался провальным. Вы анализировали причины, ошибки?

— Ошибка в том, что люди, которых обязали учиться, не понимали, зачем им английский. Речь шла о кратковременном интересе. Это как выучить на перемене стихотворение, рассказать его на уроке и тут же забыть. Сейчас же мы говорим о навыке на всю жизнь. Чтобы выучить язык, одних курсов недостаточно. Необходима практика. Когда я учил английский, то заставлял себя думать, разговаривать только на этом языке. Я ломал себя, читал новости, смотрел фильмы на английском. Перекраивал свое сознание. И в какой-то момент вдруг стало легко. Я хорошо понимаю задачу: заинтересовать, а не заставить. Показать людям, что по-английски говорят яркие, успешные, интересные, умные люди. Что с помощью английского можно менять общество. Что английский язык — это модно и выгодно.

Фото в заголовке из «Фейсбука»