Картины художницы из Коростеня Житомирской области Екатерины Лысовой находятся в частных коллекциях не только наших соотечественников, но и зарубежных ценителей искусства. Самородок без специального художественного образования, она может на одном дыхании рисовать весь день.
— Беру в руки кисть, и время для меня будто останавливается, — признается 60-летняя Екатерина Лысова. — Когда пишу, не замечаю, что делается за окном — сияет солнышко или уже вышла луна. Часто бывает, что ложусь спать, но приходит идея новой картины, и я возвращаюсь к мольберту. Очень люблю рисовать пейзажи, любимый город, натюрморты, портреты.
Многие картины художницы уехали в Италию, Испанию, Швейцарию, Данию, Польшу, Чехию. Иные пересекли океан и улетели в Австралию, Канаду и Америку.
— Сложно передать картины за границу? — интересуюсь у художницы.
— Чтобы продать картину за рубеж, мне каждый раз приходится брать разрешение в Министерстве культуры, — рассказывает Екатерина Григорьевна. — Поэтому первым делом еду в столичный департамент контроля за перемещением культурных ценностей и культурного наследия и делаю там государственную экспертизу. В течение несколько дней специалисты выдают заключение, что данная картина не является исключительной ценностью и может быть передана за рубеж. Обязательно вкладываю в посылку полученный документ-разрешение, без него она не сможет пройти таможенный контроль. Если пересылать приходится очень далеко, то картину вынимаю из подрамника, скручиваю полотно и вкладываю в тубус. Отправляя в такие страны, как Италия или Испания, просто упаковываю картину в большую коробку.
— Вы помните продажу самой первой работы?
— Свою первую картину «Дон Кихот» я продала десять лет назад за 500 евро — это были просто огромные деньги. Работа улетела в Австралию, позже ее внесли в международную интернет-галерею.
*"Когда я осознала, что мои работы нужны людям для радости, для надежды, то стала отпускать их от себя с легкостью и даже с удовольствием", — говорит Екатерина Лысова (фото из семейного альбома)
Значительную часть денег от продажи своих работ художница отдает на лечение или реабилитацию участникам АТО. За полгода она перечислила более 30 тысяч гривен.
— У меня есть два альбома картин — продажа первых позволяет существовать моей семье, а картины из второго альбома идут на благотворительность, — объясняет Екатерина Лысова. — В соцсети «Фейсбук» я выставляю ту или иную свою работу, указываю цену и сообщаю, что половина денег от продажи пойдет на лечение, реабилитацию или покупку протезов конкретному бойцу. Тут же стоит его фото и контакты, в том числе номер счета. Предварительно я связываюсь с волонтерами, они подсказывают, кому именно в первую очередь нужна конкретная помощь. Бывает, что из новостей узнаю о тяжелобольном бойце, записываю его контакты, затем уточняю, какие препараты нужны на лечение.
Как только выставляю картину и объявляю, что она идет на благотворительность, то практически моментально появляются тысячи перепостов. Люди следят за моей страницей и молниеносно распространяют информацию. Уже к вечеру я могу продать данную картину.
Волонтеры говорят, что, как только я выставляю свою работу, деньги тут же начинают поступать на банковскую карточку. Это объясняется просто — люди, услышав в теленовостях о бойце, не успевают записать о нем информацию. У меня же на странице они находят все его контакты. То есть в одном посте у меня информация о картине и о человеке, которому пойдут деньги от продажи. Люди сочувствуют и помогают.
— Как вы делите картины по альбомам?
— Те работы, над которым я работаю долго и буду просить большую цену, выставляю в обычный альбом. Эти картины могут продаваться несколько месяцев. К сожалению, сейчас немногие в состоянии позволить себе купить картину за десять тысяч гривен. Такие работы в основном уходят за границу. В «благотворительный» же альбом выставляю картины значительно дешевле, чтобы они быстро покупались. Стоимость «благотворительной» работы колеблется от двух до шести тысяч гривен. Половину от стоимости отдаю на благотворительность, за остальное покупаю кисти, масляные краски, подрамники и полотно, которое очень дорогое. Деньги за обычные картины, не благотворительные, идут на поддержку моей семьи. Ведь я ушла с работы, и теперь продажа картин — мой основной доход.
Раньше Екатерина Лысова работала журналистом и редактором городской газеты «Искоростень».
— Где бы я ни была, всегда в первую очередь посещала музеи, художественные выставки, искала встречи с местными художниками, — продолжает Екатерина Лысова. — Я показывала им свои рисунки и получала бесценные консультации. Если любитель оценивает картину в целом, то художник смотрит, как она создавалась. В музеях я изучала мазки именитых художников, интересовалась, почему именно такая техника использовалась тем или иным автором.
Наконец поняла, что больше не могу совмещать два любимых занятия, и отдала предпочтение живописи. Вскоре устроила в городе первую выставку своих картин и позвала бывших коллег. Они были поражены моими работами и признали, что я недаром бросила журналистику.
На самом деле я рисую, сколько себя помню, при этом у меня нет специального художественного образования. Когда пришло время выбирать профессию, мама посоветовала поступать на журналистику. Она сказала, что эта специальность будет приносить доход, а рисовать я всегда смогу, главное, иметь талант. Мама понимала, что художнику тяжело себя прокормить, и это действительно так. Немного художников продает в достаточном количестве свои картины, чтобы можно было за эти деньги более-менее нормально жить.
Екатерина Лысова рисует с детских лет. Ее школьные рисунки ребята забирали с собой в армию и хранили в своих чемоданах среди самого ценного.
— Помню, приду со школы, быстро сделаю уроки и рисую почти до самого утра, — вспоминает художница. — Бабушка говорила, что мой стол был всегда завален различными рисунками. Когда училась в старших классах, то парни выстраивались в очередь, чтобы я разрисовала их гитары. Тогда я уже рисовала масляными красками. На встрече одноклассников ребята признались, что до сих пор хранят подаренные мною рисунки. Один даже рассказал, что по-настоящему горевал, когда у него украли гитару с моим натюрмортом.
— Что вас вдохновляет творить?
— Это может быть что угодно — звук негромкой мелодии, свет фонаря или кленовый листик, озаренный утренним лучом света, вдруг заиграл разными красками. Я сразу пытаюсь это запомнить, чтобы перенести увиденное или услышанное на полотно. Художник умеет различать цвета, на которые обычные люди могут не обращать внимания. Мастер улавливает все блики, отражения от стола, стены, окон. Многие сюжеты картин приходят во сне. Мне часто снится, что я летаю над городом или морем.
— Почему некоторые работы долго не можете завершить?
— Это может быть картина больших размеров со сложной темой, где множество мелких деталей. Такая картина требует прописки одного слоя, затем второго. Пока первый до конца не высох, продолжать работу нельзя — это будет нарушение технологии, картина может потрескаться. Поэтому нужно подождать несколько недель.
— Трудно расставаться со своими работами?
— С первыми картинами было очень трудно прощаться, — признается художница. — Я привыкла, что они со мной, окружают меня, я могла смотреть на них, разговаривать с ними. Но когда прочла в Интернете отзывы о своих картинах, то поняла, что нужно делиться ими. Люди признавались в письмах, что их согревают мои работы, придают силы. Одна итальянка написала мне, что когда, наконец, получила посылку и смогла вживую посмотреть на картину «Натюрморт с гортензиями», то полчаса не могла оторвать от нее глаз. Женщина призналась: «Смотрю на картину и… плачу от счастья, что владею таким богатством». И я осознала, что мои работы нужны для радости, для надежды, у них начинается другая жизнь. После этого начала отпускать картины с легкостью и даже с удовольствием.