Украина

Ежедневно машины «Киевпасстранса» перевозят свыше полумиллиона пассажиров

17:55 — 10 декабря 2015 eye 156

История киевского автобусного транспорта началась осенью 1925 года с проведения конкурса и заключения договора с немецкой фирмой «Даймлер-Мерседес» на поставку 10 первых многоместных машин. По сути, благодаря инициативе руководителя коммунальных предприятий Александра Тирмоса начался процесс выбора типа пассажирских автомобилей и фирмы поставщика. Тем временем в киевском автоклубе стали готовить водителей для этих машин, обучив несколько вагоновожатых Лукьяновского трамвайного парка (тогда это был парк имени Ленина, которому и поручили эксплуатацию первых автобусов).

В середине ноября прибыли два автобуса, которые уже с 10 декабря вышли в первый рейс по маршруту «Площадь Интернационала (нынешняя Европейская) — улица Пятакова (Саксаганского)». Утром автобус выходил из парка в 08.10, а следующий — через 40 минут. В конце года открылся еще один маршрут, который также обслуживали два автобуса: они курсировали из парка до железнодорожного переезда на Демиевке (район центрального автовокзала). В следующем, 1926 году, уже задействовали все 10 автобусов, прибывших к тому времени в Киев.

Отечественные машины стали появляться спустя семь лет, начиная с 1933-го, -- АМО-4, ГАЗ-03−30 (со следующего года -- марки ЗиС-8, а позже ПАЗ и ЗиС-16), к концу того же года их парк насчитывал 24 единицы, на исходе 1935-го было уже 57, а 1937-го — 80 автобусов. А трамвайный парк с 1934 года переехал на автобазу № 1 — на улицу Боенскую (Ивана Кудри).

Во время Второй мировой войны автохозяйство было разорено. Только в 1946 году образовался Киевский автобусный парк (нынче АП № 1) на улице Васильковской. К перевозке тогда приступили 30 отремонтированных автобусов довоенных марок. Постепенно число машин росло, как и объемы пассажироперевозок. Так, в 1950-м киевские автобусы перевезли более восьми миллионов людей, через пять лет — 36 миллионов, а в 1960-м — уже 50 миллионов.

В 1959 году указом Минавтотранса УССР в Дарнице на улице Пражской основали Киевский автобусный парк № 2, а в следующем году на улице Пархоменко (ныне Дегтяревская) создали базу служебного автотранспорта (для обслуживания предприятий, учреждений и организаций легковыми автомобилями и автобусами), которая позже стала АП № 8. В 1963 году в районе Грушки появился еще один парк, через три года — в Святошино, еще через год — на Нивках (нынешний АП № 5).

Бурное развитие междугороднего автобусного сообщения Украины способствовало появлению в 1974 году производственного объединения автотранспорта 09122 (ныне АП № 7), которое, кроме городских, стало обслуживать маршруты в Россию, Белоруссию, Молдавию и другие республики бывшего СССР.

Когда на улице Полярной отвели землю под строительство очередного автопредприятия, то в нем (еще недостроенном) накануне «Олимпиады-80» «расквартировали» туристические ЛАЗы, которые обслуживали гостей столицы. В 1981 году обустройство этого парка (АП № 6) закончили, и его мощность составляла 300 автобусов (переехал на улицу Пуховскую).

С годами каждый из восьми автопарков осваивал новый подвижный состав, совершенствовал техническое обслуживание и ремонт.

Героическую страницу в историю столичного автохозяйства вписали столичные водители автобусов, которые во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции оперативно эвакуировали из Припяти, Чернобыля и населенных пунктов 30-километровой зоны сотни тысяч людей…

С 2001 года существует единое объединение автотранспорта — коммунальное предприятие «Киевпасстранс». В ходе его реорганизации в последние годы ликвидированы автопарки №№ 3 и 4, объединены №№ 7 и 2, а № 8 прекратил перевозки людей в обычном режиме.

«Киевпасстранс», как сообщается на его сайте, сегодня обслуживает 72 городских, 15 пригородных, четыре междугородних и один международный автобусные маршруты. Ежедневно на них выезжают 370 автобусов большой и сверхбольшой вместимости, которые перевозят свыше полумиллиона пассажиров. На линиях курсируют как зарубежные, так и отечественные машины.