В Пензе местные коммунисты в день рождения советского диктатора открыли «Сталинский центр».
Как сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье» первый секретарь обкома КПРФ Георгий Камнев, «цель создания центра — популяризация и актуализация тех практик, которые применялись в сталинские времена и которые актуальны и сейчас». Эту новость сообщили практически все российские информационные агентства, разделяя, видимо, мнение об «актуальности сталинских практик». А вот о том, что в Москве в помещении Международного университета, что на Ленинградском проспекте, состоялся общественный суд над сталинизмом, промолчали…
Когда журналист «ФАКТОВ» спросил у вахтеров, как пройти на суд, те тревожно зашикали: «У нас никакого суда нет. У нас слушания». Сегодня в России говорить о судебном процессе над сталинизмом небезопасно.
Первый этап суда над сталинизмом, действительно, был определен организатором — «Конгрессом российской интеллигенции» — как открытые общественные слушания на тему «Сталинские преступные довоенные агрессии против Польши, стран Балтии и Финляндии». В самой большой аудитории университета поставили огромный круглый стол для спикеров, а вокруг амфитеатром расставили кресла для зрителей. Большинство мест пустовали…
На слушаниях выступили известные в России политики, политологи, правозащитники и ученые-историки. Среди них — соучредитель российской общественной организации «Мемориал» Лев Пономарев, политолог Георгий Сатаров, президент общественного движения «Союз правых сил» Леонид Гозман, кандидаты исторических наук Вадим Клювгант, Борис Соколов, Михаил Минц и другие.
На основании собранных правозащитниками материалов и обмена мнениями участники слушаний пришли к двум закономерным выводам.
Первый: сталинские агрессии против Польши, Финляндии, Эстонии, Литвы и Латвии были, несомненно, преступлениями. И с точки зрения действовавшего тогда международного права, и с точки зрения законодательства СССР. Второй: Сталин и Гитлер были реальными союзниками, которые совершили преступления, приведшие к захвату фашистской Германией и сталинским СССР огромных территорий в Европе. Диктаторы были необходимы друг другу. Без взаимной поддержки их завоевания были бы невозможны. При этом каждый из них хотел мирового господства, каждый понимал, что в час «Х» он нападет на «союзника» и попытается обмануть «партнера». Первым решил напасть Гитлер, но это мог (и хотел) сделать также и Сталин.
— Не запоздал ли суд над сталинизмом на 15—20 лет?— спросили «ФАКТЫ» у участников слушаний.
По мнению историка Бориса Соколова, судить сталинизм необходимо. «Потому что он тесно связан в российском общественном сознании с имперским комплексом, которым обладает подавляющая часть русского народа. Агрессия против Украины — это реализация как раз этого комплекса. Объективный взгляд на сталинизм, на советскую власть, на историю России должен помочь изжить имперский комплекс. Но, чтобы изжить его, должна произойти хотя бы принципиальная смена элит в России, а когда это произойдет, я не знаю», — отметил Соколов. Отвечая на вопрос, возможен ли в будущем международный суд над сталинизмом, историк сказал: «Теоретически можно такое себе представить. Суд с участием тех территорий, которые являются государствами… Но это дело не близкого будущего».
Адвокат, кандидат исторических наук Вадим Клювгант полагает, что «судить сталинизм надо было не 20, а 50 лет назад. Когда зазвучали первые слова о сущности советского режима, в частности, сталинского, который был создан в СССР. Культ личности — это лишь одна черта сталинизма». Что касается возможности такого процесса с участием международного сообщества, то Клюгвант сказал: «Может быть, такой суд состоится при нашей жизни, а может, не при нашей… Мало кто верил в 1941 году, что будет Нюрнберг как провозвестник международной юстиции. Потом было еще несколько прецедентов применения международной юстиции к преступлениям против человечности. Да, я могу себе представить суд над сталинизмом. Хочу, чтобы он когда-нибудь состоялся».
Политолог Георгий Сатаровв этом вопросе более оптимистичен: «Суд над сталинизмом возможен не в отдаленном будущем. На этот счет все сказал писатель Михаил Булгаков: „Проблема не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен“. Это касается и политрежимов».
В свою очередь историк Михаил Минц назвал состоявшиеся в Международном университете слушания реакцией на начавшуюся в России ресталинизацию. «Поэтому наша задача — оценить свое прошлое и, осудив неприглядные страницы, освободиться от груза, который мы несем», — сказал ученый. А правозащитник Лев Пономарев добавил: «Да, мы опоздали с судом над сталинизмом. Но сейчас, когда принялись восстанавливать памятники Сталину, тем более имеет смысл его проводить. Надо сопротивляться возрождающемуся сталинизму. Потому что он может повториться в более кровавых формах».
Фото с сайта kprfpenza.ru