Культура и искусство

Кузьма скрябин: «мы ехали в румынию с надеждой, что где-то жизнь еще хуже, чем у нас. Оказалось — хуже… Нет»

0:00 — 7 августа 2009 eye 1645

Известный музыкант рассказал «ФАКТАМ», как за шесть дней побывал в трех странах — Румынии, Венгрии и Франции

В кризисное время многие наши соотечественники из соображений экономии отказались от заграничных путешествий.

А Кузьма Скрябин, наоборот, ездит за рубеж, чтобы… экономить. По его мнению, тех денег, на которые живешь в Киеве неделю, в Европе хватает на гораздо больший отрезок времени.

«Самое дорогое румынское вино в ресторане стоит 1,6 доллара за пол-литра»

- Путешествуем мы с женой Светой и кумом на автомобиле, без сопровождения турагентств, — рассказывает Кузьма.  — Чаще всего спонтанно. Оказавшись где-нибудь на гастролях, начинаем соображать, какие интересные места есть поблизости, и строим планы. Заграничные паспорта с полугодовой визой у нас всегда с собой.

Недавно, например, я выступал в закарпатском Тячеве, который находится на границе с Румынией. Я и говорю жене: «Слушай, Света, давай рванем в Румынию. Последний раз мы были в этой стране, когда туда все возили на продажу паяльники и утюги. Интересно посмотреть, как страна меняется». Румыния ведь как раз недавно вошла в Евросоюз, но в Шенген еще не попала.

На самом деле, признаюсь, мы ехали в Румынию с надеждой, что где-то жизнь еще хуже, чем у нас (смеется). Но оказалось — хуже… нет! Надежда умерла, как только на границе к нам подошел аккура-а-атнейший таможенник и спросил: «Франсе? Дойч? Инглиш?» А как только мы заехали в первый городишко, моментально попали в Европу. Ни за что не подумал бы, что Румыния так изменилась! Населенные пункты ухо-о-оженные, чистюсенькие!

- А ты в какие годы был в Румынии?

- В начале 1990-х. Тогда там даже нормальных туалетов не было — бегали по нужде в кукурузу. И вообще это была такая гря-я-зная страна… А сейчас Европа! В каждой деревушке есть дежурная полицейская машина. Народ приучают к дисциплине. Нарушителей штрафуют, но если едешь по правилам, никто не цепляется, как это было 20 лет назад, когда тебя останавливал мексиканского вида парень с кобурой и начинал рассказывать о проблемах. А в результате просил 20 долларов.

Дороги чудесные. На заправках уютные ресторанчики, где два человека могут перекусить всего за семь долларов! Причем сюда входит первое, второе, компот и пиво (либо вино).

- Какое-то блюдо поразило?

- Мететеи. Это такие мясные шарики с зеленью внутри. Вкусно — просто завал! Самое дорогое румынское вино в ресторане стоит 1,6 доллара за пол-литра. А в магазине — вообще копейки.

- Просто не верится… А что поразило из достопримечательностей?

- Замок последнего румынского короля Карла I. В летней резиденции монарха побывали практически все венценосные особы и первые лица государств мира. Для строительства замка были приглашены специалисты из 13 стран. В нем сохранилось все, как было при Карле I, — интерьер, мебель…

А потом нас потянуло в замок Дракулы, одного из самых жестоких румынских правителей. Чтобы держать народ в дисциплине, по легенде, однажды он посадил на кол… каждого жителя 30-тысячного города! Замок этого тирана очень популярен у туристов.

Кстати, возле каждого из мест паломничества множество гостиниц, где можно остановиться. Номер в среднем стоит около 20 долларов, в самой шикарной пятизвездочной — 45 долларов на двоих. Туристы сюда едут со всего мира — из Норвегии, Швеции, Германии, Италии… Только наших почему-то нет!

- Что из Румынии сейчас везут?

- Очень красива румынская посуда в средневековом стиле с изображением дам в старинных нарядах, сценок из жизни королевского двора. Качество — как у английского фарфора. Очень симпатичная и бижутерия — из стекла, бронзы, дерева.

«Балатон — любимое место отдыха немцев и австрийцев среднего класса»

- Дальше мы отправились в Венгрию, на озеро Балатон, — продолжает Кузьма.

- Когда я была на Балатоне, поразило, как там мелко. Километр идешь — и все по колено…

- А меня потрясло тысячелетнее аббатство на полуострове Тихань — такая красота, будто этот городок… нарисован сказочником. Все здания возведены из вулканической породы пепельно-красного цвета. Строить из других материалов, чтобы не нарушить ансамбль, здесь запрещено. А крыши позволено крыть только балатонским камышом по особой технологии, секретами которой владеют лишь две местные семьи. Это недешево, но дико красиво, особенно если смотреть на аббатство с холма.

Но в Венгрии, конечно, цены уже не румынские. Отеля дешевле 60 евро не найдешь. И покушать стоит дороже.

- Ты купался в озере?

- Да, вода офигенная! Чистейшая! Пляжи оборудованы. Кстати, пользоваться моторными лодками и скутерами на Балатоне запретили, чтобы не нарушать экологию и покой отдыхающих. Людей масса! Балатон — любимое место отдыха австрийцев и немцев среднего класса. Это недалеко и по сравнению с морским отдыхом недорого.

- Мне запомнились на Балатоне царственные белоснежные лебеди.

- Красота, скажи? Прямо возле берега себе плавают, и это тоже показатель чистоты воды.

- Что вы с женой привезли из Венгрии?

- Разнообразные приправы, балатонские вина, которые не уступают токайским. На Балатоне ведь великолепные виноградники. Вино, как и в Румынии, недорогое. Главное, не покупайте его в сувенирных магазинах — там оно раза в три дороже. Лучше всего приобретать в специальных винных гастрономчиках.

- Кризис за границей чувствуется?

- Блин, ты понимаешь, вся Румыния, вся Венгрия пашет! Строят дороги, как муравьи. У нас же дорогу Киев-Львов ремонтируют как? Сколько раз я проезжал по ней, рабочие все в тенечке сидят, техника простаивает. А в ресторанах? У нас, в Украине, все — понты, пафос. В небольшом заведении «250 официантов». А там в аналогичном — только хозяйка и прихрамывающий на одну ногу хозяин, дедулька-инвалид. Я, как увидел, думаю: сколько ж он, бедняга, нести блюдо будет? И знаешь, сколько? Четыре минуты! Я засекал… За четыре минуты бабка и ее муж принесли все, что мы заказывали.

- Кстати, что стоит в Венгрии попробовать?

- Очень вкусная штука — гуляш-бограч. Невероятно острое блюдо. После его дегустации выдохнешь — «и куст завял, осыпалась акация» (смеется).

«Устрица в Париже такая огромная, что раковину можно надеть на голову, как панамку»

- Дальше вы двинулись в Париж…

- Да, хотели попасть на концерт легендарной ирландской группы «U2». Пересекли границу и оказались во Франции. Ночь. Стали искать гостиницу. Подъезжаем, читаем надпись: «Работает с восьми утра до восьми вечера». Я в шоке: зачем тогда эта гостиница? Мы в другой город. И та же история. Потом я понял. Эти гостиницы с автоматическим секретарем: выйти из отеля ты можешь в любое время, а войти только в обозначенное — с 08. 00 до 20. 00. Так запрограммирован автомат…

И вот наконец набрели на отель с громким названием «Премьер-класс». Думаю: ну, зашибись! Подъезжаем туда, узнаю — 37 евро… за троих. Я жене не сказал, потому что уже понял, что это за гостиница. Говорю: «Прекрасно! Все, спим!» Заходим. Номер чуть больше, чем… кабина моей машины. Одна кровать — двухъярусная, вторая сбоку. Пройти между ними можно только бочком. Но по 12 евро за ночь, извините, во Франции — это фантастика.

Света моя, если бы были какие-то вилы, наверное, меня бы убила. Только за их неимением я остался жить (смеется). Сначала она была в истерике, потом начала хохотать. А Шоник, кум, когда хотел на верхней кровати повернуться, дважды ударился о потолок головой, и желание вертеться сразу пропало. То есть там уж если лег, то, пожалуйста, до утра никаких телодвижений! Самое же ржачное было, когда утром мы уже направлялись к автомобилю, вдруг выбегает портье: «Мсье, мсье-е-е, а завтрак?» То есть в эти 37 евро еще и завтрак входил!

- Так вы и не позавтракали?

- Нет (улыбается). Приехали в Париж. Я звоню брату — он у меня компьютерщик — и прошу, чтобы он пробил нам по интернету отель, недалеко от того места, где будет выступать группа «U2». Он находит за 50 евро, с прекрасным паркингом. И вечером мы идем на концерт. Правда, получился облом. Лидер группы Боно когда-то был «революционером», но он уже не рок-музыкант, а самовлюбленный богатейший человек. Все ходил по сцене и красовался. При этом то и дело вытирал пот, будто перетрудился.

- Боно — человек-легенда…

- Это да. В Ирландии он единственный, кто может парковаться там, где хочет. А в Монте-Карло у него одного вилла находится прямо на пляже у береговой линии. И вот я рассматривал Боно в бинокль, а он всем своим поведением говорил: мол, вы купили эти билеты по сто евро, ну так займите себя сами как-то. Несколько раз за выступление он менял наряд. Это уже, конечно, не рок. Боно превратился в богатого пенсионера.

После концерта часа два пешком мы возвращались в гостиницу, потому что валила стотысячная толпа и отъехать от стадиона, где проходил концерт, было нереально. Мы шли через «черные» районы Парижа. Зрелище было как в американских фильмах: в подворотнях стояли тачки с открытыми дверцами, оттуда валил музон, рэперы в цепях танцевали вокруг этих машин.

- Не опасно было?

- Страшно, но не опасно. Когда мы прошли этот район, я сказал: «Ф-у-у!» А на следующий день мы поехали гулять на велосипедах по Парижу. У меня на машине сзади всегда велики телипаются, а сверху ныряльное снаряжение — на всякий случай.

На улице дождь, а мы на велосипедах по парижским улицам… Культура во Франции — завал! Ты поднимаешь руку, останавливаются все четыре ряда машин, тебя пропускают. Велосипедисты в приоритете диком! Во-первых, они разгружают пробки, во-вторых, экологичный вид транспорта. Ездить абсолютно безопасно! Всюду велосипедные дорожки, специальные светофоры. За шесть часов мы побывали на Елисейских полях, у Триумфальной арки, посетили собор Нотр-Дам де Пари, Версаль. Очень удобно: велик к столбу или заборчику прикрепляешь замком, чтобы не украли, и вперед — к интересующему тебя объекту.

- Говорят, Париж в этом сезоне по ценам стал совсем недоступен.

- Кто говорит? Если ты пьешь пиво возле Нотр-Дам де Пари, то на троих такое удовольствие будет стоить 50 евро. Но стоит отойти метров 400 в сторону, и то же самое получите за 3-4 евро.

- А еда?

- Мы ели очень вкусные устрицы в Версале и пили великолепное местное вино «шабли». Одна устрица стоила 50 центов, то есть 5 гривен. Причем раковина такая огромная, что можно было ее потом, как панамку, надеть на голову.

- Приколько.

- На днях мы со Светой снова уезжаем в путешествие. Будем за границей экономить.