Интервью

Злата Огневич: "В 14 лет я уже подрабатывала в ресторане"

7:30 — 12 января 2016 eye 3592

Известная украинская певица, представительница Украины на «Евровидении-2013» отмечает сегодня 30-летний юбилей

Злате Огневич довольно быстро удалось покорить столицу. Приехав в Киев из крымского города Судак, где выросла в семье военного врача и учительницы русского языка, Инна Бордюг (настоящее имя певицы) закончила Киевский институт музыки имени Глиэра и шаг за шагом стала пробиваться в шоу-бизнесе. В национальном отборочном конкурсе на «Евровидение» она участвовала три раза, и в 2013 году удача наконец улыбнулась ей. После выступления на международном песенном конкурсе в Швеции в 2013 году, где украинка заняла третье место, ее карьера пошла в гору. Более того, Злата неожиданно для всех стала депутатом Верховной Рады от Радикальной партии. Правда, меньше чем через год Злата сложила депутатский мандат, заявив, что «один в поле не воин».

«Глубоко в душе остаюсь ребенком, — призналась певица. — Перемены, которые проходят в моей жизни, дают бесценный опыт. Не верю, что мне уже 30 лет. По-прежнему люблю эксперименты, хотя чувствую больше ответственности перед своей публикой. И не только на сцене».


*В детстве Злата Огневич (Инна Бордюг) на Новый год наряжалась в костюм снежинки

Сейчас политика уж точно не входит в поле интересов певицы. Накануне 30-летия она взяла небольшой отпуск и отправилась в Арабские Эмираты, где и отпразднует день рождения. Перед отъездом Злата рассказала «ФАКТАМ», как собирается отметить юбилей. Во время интервью в одном из кафе на Русановке хрупкая певица уплетала вареники с вишней, печеночный торт и пила имбирный чай. «Каждый день я такого себе, конечно, не позволяю, — призналась она. — Если уж сильно чего-то хочется, могу расслабиться, но обязательно отрабатываю съеденное в спортзале».

*На свой день рождения Злата отправилась в Арабские Эмираты

— Почему решила уехать на день рождения в Арабские Эмираты?

— Я люблю путешествовать, поэтому решила сделать себе подарок — отправиться в теплую страну, где раньше никогда не была. Посоветовалась с друзьями и остановилась на Арабских Эмиратах. Уже составила себе программу, устрою восточную сказку. День рождения отмечу скромно, в маленькой компании. А после возвращения из отпуска встретимся с родителями, они приедут ко мне из Крыма. Я поехать домой теперь не могу, хотя очень хочется увидеть родные места.

— А в детстве как отмечали дни рождения?

— Мы жили достаточно скромно. Самым большим подарком для меня был праздничный стол. В 90-е годы в Судаке достать что-то вкусное было очень сложно. Мама специально ехала в Симферополь, чтобы купить майонез, колбасу, сгущенку, мандарины, конфеты. Мой день рождения становился продолжением новогодних праздников, в школе всегда в это время были каникулы, старый Новый год приближался. Этот период ассоциируется у меня с запахом хвои и мандаринами. Их можно было есть, сколько хочешь. Цитрусовые покупали к Новому году, а не просто так, когда захочется. И тот момент, когда в праздник чистишь первый мандарин, а его запах разносится по всей квартире, незабываемый.

Хорошо помню время, когда свет отключали по несколько раз в сутки. Уроки делала при свечах, на фортепиано играла в темноте, так пальцы лучше запоминали клавиши. Когда родители возвращались с работы, мы шли вместе на кухню, зажигали свечи, мама пекла блины, добавляла к ним масло и посыпала сахаром. Это были такие счастливые для нас вечера, хотя мама вспоминает тот период с ужасом: воды не было, нельзя ни постирать, ни приготовить. И вот недавно мои родные снова оказались без света.

— Правда, что вы рано начали зарабатывать самостоятельно?

— В 12 лет работала летом в ларьке, где продавались прохладительные напитки, чипсы, печенье, конфеты. Ларек стоял на оживленной улице, и мимо меня дети с надувными кругами под мышками спешили на пляж, к морю. Я с такой завистью на них смотрела. Ведь мне приходилось сидеть в раскаленной от 30-градусной жары металлической будке, обитой внутри дешевым пластиком. Это была просто душегубка, но я мужественно терпела, поскольку хотелось иметь личные денежки.

— И что же покупала, получив зарплату?

— Косметику, модные джинсы. Я те джинсы носила, пока не протерлись, а потом еще заплатки поставила. А в 14 лет уже подрабатывала в ресторане. У меня была своя программа, состоящая из мировых хитов, исполняемых Уитни Хьюстон, Мерайей Кери, Селин Дион. Любила джазовые композиции. Летом отдыхающие оставляли щедрые чаевые, и я могла раз в две недели поехать в Симферополь и купить себе что-то. За лето обновляла свой гардероб. Я не стыжусь своих первых заработков. И когда у меня появятся дети, тоже буду приучать их к труду, чтобы знали: помидоры растут не в супермаркете на полке.

— Выступая в ресторане, представляла себя на большой сцене?

— По большому счету, мне было все равно, где петь, главное, чтобы была публика. Попросила маму, чтобы отвела меня в музыкальную школу по классу фортепиано, а вокалом занималась самостоятельно, у меня педагога не было. После окончания школы решила ехать в Киев, в Институт музыки имени Глиэра. Позади уже были вокальные конкурсы, победы. Когда на вокзале в Киеве вышла с чемоданом из поезда, аж дух захватило. Мечтала, как буду покорять столицу, стану известной на весь мир певицей. Это была эйфория!

Придя на экзамен, удивилась, что многие абитуриенты были с родителями, которые успокаивали своих чад, пылинки сдували с них. Мне казалось это непонятным, ведь я чувствовала себя такой взрослой. Выпросила где-то утюг, погладила прямо в коридоре института платье для выступления и стала распеваться в сторонке. И, представьте себе, поступила. Моему счастью не было предела. Единственное, что меня расстраивало, — убогая комната общежития. После хоть и небольшой, но уютной квартиры оказаться в помещении с тараканами было весьма неприятно. А кроме меня, в комнате были и другие девочки, боровшиеся за свое место под лампой. У нас была только одна лампочка, освещавшая лишь половину комнаты. Каждая из студенток пыталась занять кровать ближе к свету. Это было козырное место, с тумбочкой.

— Вам удалось?

— Не успела. Но тумбочки мы таки «выбили» для всех, я привезла из дома любимый коврик, повесила его над кроватью, разместила фотографии родных. Даже к тараканам, которые сваливались ночью с потолка прямо на одеяло, со временем привыкла. И каждый день себе повторяла: «Я буду очень много работать, лишь бы поскорее уехать из этой комнаты и жить, как нормальные люди». Но покинула общежитие только после окончания института, сняла с девочками на троих однокомнатную квартиру. Там было всего два спальных места, и я купила себе раскладушку. Так и жили. Днем работали, занимались, домой приходили только ночевать. Денег катастрофически не хватало. У меня все уходило на косметику, ведь уже тогда понимала, что нужно пользоваться качественной продукцией.

— Свой первый крупный гонорар на что потратила?

— Получив почти тысячу долларов, сделала себе подарок, о котором давно мечтала — отправилась на Кубу. Очень хотелось поближе познакомиться с удивительной латино-американской музыкой. Каждый вечер ходила в местные пабы, рестораны, слушала тамошних певцов. Меня уже узнавали местные музыканты, мы вместе пели. За три недели так загорела, что ничем не выделялась среди кубинок. В память об этом отдыхе купила себе маракасы (музыкальный, ударно-шумовой инструмент. — Авт.).

— Как Инна превратилась в Злату?

— Это случилось в 2009 году благодаря встрече с композитором и продюсером Михаилом Некрасовым.

— Идя в Верховную Раду, вы наверняка знали о негативном опыте ваших коллег: Русланы, Святослава Вакарчука.

— Это был очень серьезный поступок в моей жизни. Я действительно шла работать и была нацелена на результат. Принимала участие в разработке законов в сфере авторских прав, где у нас полный бардак. В результате проигрывают и государство, и артисты, не получая свои дивиденды. Я добивалась, чтобы создатели любого творческого продукта могли получать свои законные авторские отчисления. Сейчас сбором авторских прав занимается государственная компания «УДААСП», но артисты не видят никаких отчислений. Их песни используют все, кому не лень. Я же предлагала создать организации коллективного управления, каждая из которых занималась бы сбором авторских в определенном направлении, сфере, и, что самое важное — критерием отбора таких организаций является приоритет национального продукта. По такому принципу работают в США и многих странах Европы. Вкладывая средства в артиста, инвестор четко понимает, что будет иметь в результате. В Италии, например, перед тем как играть на свадьбе, музыканты согласовывают список песен и отчисляют авторские в специальную организацию. Но у нас за полгода предлагаемый законопроект так и не был вынесен на голосование.

На самом деле, я ни о чем не жалею, поскольку сделала для себя важные выводы. Может быть, позже мне этот опыт еще пригодится. Нужна команда, которая бы внедряла законы в культурной и социальной сферах. К сожалению, сейчас это ни в правительстве, ни в парламенте никому не интересно.

— Не страшно было сидеть в нашем парламенте, где происходят потасовки и разборки?

— По телевизору это смотрится иначе, но парламентарии ведь живые люди, со своими эмоциями, их действия часто бывают спонтанными. Для них трибуна — это своеобразная сцена. Все как в настоящем представлении, только у исполнителей другие задачи. И средства разные. Просто есть хороший профессиональный театр, а есть такой, как наш парламент. Я не смогла в нем играть. Это не моя система ценностей. Не хотелось впустую тратить время.