«Свою пенсионную карточку я продлеваю в „Ощадбанке“. В последний раз подобная пролонгация прошла интересно: мне предложили подписать какой-то договор. Дескать, сейчас такой порядок и без этой бумаги мне не продлят действие моей карточки. При уточнении оказалось, что это договор на кредит. Меня поставили перед фактом, да и куда деться, если на счету мои деньги? Отказаться не было возможности, а прочитать документ сложно, ведь он написан мелким шрифтом. Мне, по сути, навязали кредитные условия „выбор без выбора“. В кассе объяснили: если буду пользоваться банкоматом, то кредитная тысяча гривен (сумма была указана в тексте договора автоматически) упадет мне на счет. Почему „Ощадбанк“ навязывает такую услугу? Как действует механизм такого кредита? Получается, что многие пенсионеры могут попасть в такую ловушку…»
Нина С., Киев
Как разъяснили «ФАКТАМ» в «Ощадбанке», по новому порядку все клиенты, открывающие карточные счета или продлевающие срок действия карт (оформленных до 9 сентября 2015 года), заключают с банком Договор комплексного банковского обслуживания (ДКБО). Он объединяет элементы договоров банковских счета, вклада и кредитного договора. Текст публичного договора можно найти на сайте банка. Договор заключается с клиентом при подписании им заявления на присоединение к ДКБО по форме, установленной «Ощадбанком». Неотъемлемая ее часть — заявление на кредит, где в поле «желаемый размер кредита» клиент обозначает выбранную им сумму, которую хочет получить.
Клиенту может быть установлена кредитная линия только по его желанию и определена сумма в соответствии с утвержденными условиями кредитования в банке. При этом клиента всегда информируют об этих условиях, в том числе и обслуживании карточного счета при установлении кредитной линии согласно требованиям действующего законодательства. Банк не навязывает кредитную линию, и если клиент отказывается от нее, он должен в соответствующей графе договора (размер кредита) проставить «0 гривен».
Если владелец счета, ранее согласившийся на кредит, по каким-то причинам передумал, то ему нужно обратиться в отделение банка с соответствующим заявлением на отказ.
Прокомментировать договорные отношения с банком «ФАКТЫ» попросили киевского адвоката Марину Лебедеву:
— Ни в Гражданском кодексе, ни в законе о банковской деятельности, которыми регулируется работа банков, не сказано, что эти финансовые учреждения могут навязывать комплекс услуг. К примеру, клиент не собирался заключать комплексный договор, а хотел ограничиться лишь обслуживанием своей пенсии, чтобы не брать на себя дополнительные обязательства по кредиту. Любую из услуг он имеет право выбрать самостоятельно. То есть условия объединения договоров в одну услугу не совсем корректны.
К тому же клиент не сам вписал кредитную сумму в документ, а она уже была заранее впечатана, как сообщила обратившаяся в газету читательница. Договор, по ее словам, был напечатан мелким шрифтом. А поскольку речь идет о людях пенсионного возраста, то не каждый сможет прочитать и понять такой текст, не говоря уже о том, чтобы ознакомиться с данным документом заранее на сайте (не все пользуются Интернетом). Кроме того, подписанный клиентом дополнительный договор (ДКБО) — неотъемлемая часть договора об открытии и обслуживании счета, выпуска и предоставления платежной карты. Фактически это договор к договору. В нем нет условий, согласно которым клиент может от него сразу отказаться.
Допускаю, что обратившаяся в газету женщина растерялась в банке и подписала документ, не вникнув в суть. Разумеется, надо более добросовестно относиться к процедуре заключения любого договора. Из опыта знаю, что расторгать соглашение всегда хлопотно. И если банк гарантирует, что этот процесс ограничится подачей соответствующего заявления, надо его написать.
Подготовила Наталина СИДОРЕНКО, специально для «ФАКТОВ»
Задайте свой вопрос «ФАКТАМ»: vopros@fakty.ua