Сегодня сложно представить Киев без скоростной линии трамвая, к строительству которой приступили в 1970 году. А через восемь лет — это произошло как раз в канун Нового года — 30 декабря — на участке Окружной дороги (до площади Победы) была завершена первая в СССР трасса скоростного электротранспорта. На линию вышли поезда, состоящие из трех трамвайных вагонов чехословацкого производства Tatra T3. Об этом «ФАКТЫ» узнали из материалов музея «Киевпасстранса». Проект новой линии разрабатывался в «Киевпроекте» под руководством Марии Савченко, а инициировали его воплощение Владимир Веклич (в то время директор Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства) и его коллега Василий Дьяконов.
Строительству предшествовала большая подготовительная работа. Вначале проектировщики ориентировались на пассажиропоток 16—17 тысяч человек в час в одном направлении. При этом рассматривали два способа доставки жителей массивов Борщаговки и Отрадного к центру: можно было совместить трамвайно-автобусный маршрут или использовать более инновационный способ — запускать троллейбусные поезда, состоящие сразу из трех машин, как предлагал Владимир Веклич.
Однако вскоре выяснилось, что ни один из данных вариантов не подходит, поскольку с появлением новостроек и бурным заселением массивов пассажиропоток резко увеличился до 25 тысяч человек в час. Чтобы выполнить такую задачу, требовался принципиально иной подход. Решение нашлось после нескольких зарубежных командировок Владимира Веклича и Василия Дьяконова, которые в составе делегации Киевского трамвайно-троллейбусного управления работали в Международном союзе общественного транспорта.
Во время первой командировки (в 1967 году) на конгрессе в Барселоне (Испания) украинские представители изучили новую систему и работу трамвая в скоростном режиме на отдельном полотне. Вернувшись в Киев, в отчете они рекомендовали создать аналогичную линию и у нас. Нужная информация накапливалась от поездки к поездке. А во время четвертой командировки, в Брюссель, инженеры ознакомились с опытом эксплуатации одной из самых современных на тот момент скоростных трамвайных линий в мире. Их рекомендации были реализованы: вышло постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым 45 лет назад и было начато строительство скоростного трамвайного маршрута.
«Мозгом» линии, которую освоила советская промышленность, стала система интервального регулирования, обеспечивавшая движение до 50 пар поездов в час. Владимир Веклич разработал ее на местной элементной базе, применив оригинальное техническое решение. По основным характеристикам отечественная находка превзошла зарубежные аналоги. На скоростной трамвайной трассе удалось достигнуть средней скорости более 28 километров в час (почти в два раза выше скорости обычного трамвая). Помимо Веклича и Дьяконова большой вклад в строительство линии внесли электротранспортники Дмитрий Белоус, Казимир Брамский, Иван Денисов и Григорий Рысин.
На линии в те годы вышли трамваи двух маршрутов: № 3 был полностью скоростным, а № 1 комбинированный — на отрезке от площади Победы до Дворца спорта эксплуатировался в рядовом режиме. Стоимость проезда в обычном трамвае в те годы составляла три копейки, а на скоростном — пять, благодаря чему проект был полностью рентабелен.
В середине 1980-х годов с использованием опыта киевлян были запущены линии скоростного трамвая в Волгограде и Кривом Роге.