Завтра исполняется девять дней со дня смерти народного артиста России Зиновия Высоковского
Его Люлек стал классикой советского эстрадного жанра. Над паном Зюзей из «Кабачка «13 стульев» потешался весь Советский Союз. Зиновий Высоковский был звездой Московского театра Сатиры и любимым учеником Владимира Этуша. Этуш ласково называл Высоковского Зямой и признавал, что тот превзошел самого учителя.
В ночь на третье августа Зиновия Высоковского не стало. Он умер в Боткинской больнице от почечной недостаточности. Актер был доставлен в тяжелом состоянии, ему срочно требовался гемодиализ, но усилия врачей оказались тщетны Еще месяц назад Высоковский выходил на сцену Театра Сатиры, потом пообещал коллегам хорошо отдохнуть и вернуться к работе с новыми силами. Труппа разъехалась на каникулы. Многие из его друзей встретили страшное известие о смерти Высоковского на отдыхе. Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев», актриса Зоя Зелинская как раз только приехала в Сочи отдохнуть
- Такая беда, знаете — Зоя Николаевна не может сдержать слез. — А ведь видела Зиновия совсем недавно. На сцене Театра Сатиры, в спектакле Юрия Полякова «Женщины без границ». Роль у него там замечательная, и играл он ее совершенно мастерски. Мы с Зямой столкнулись в фойе театра, разговорились. Правда, Зиновий сказал, что чувствует себя неважно. Да он мне сразу показался каким-то грустным. Но кто же мог подумать, что так все закончится! Боже, бедная его жена, Любаня, он ее просто обожал У Высоковских была замечательная семья!
- Нет, но она очень близка к театру, часто ездила с нами на гастроли. Сейчас работает в Доме журналистов в Москве. Люба прекрасный администратор, устраивает встречи с интересными людьми. У них дочь Катенька, на радио работает. Внучка Сонечка. Ох, горе-то какое
Знаете, я сейчас отдыхаю в санатории «Актер» в Сочи, здесь много моих коллег из разных городов. И весть о смерти Высоковского сразу разнеслась. Таких ведь комедийных актеров больше и нет. Понимаете, они, так сказать, вырождаются. Юмор сейчас перешел в другую сферу.
- В смысле, опустился ниже пояса?
- Вот-вот. Для таких мастеров, как Высоковский, это было просто оскорбительно. Мы долгие двадцать лет играли вместе на сцене Театра Сатиры совершенно эпохальный спектакль Андрея Макаёнка «Затюканный апостол», изображали там супружескую пару. А «Интервенция»?! В ней была моя первая характерная роль — мадам Токарчук. Зиновий блистал в роли мудрого Аптекаря с одесским говорком. Мы симпатизировали друг другу. Он звал меня «Зайчик», а я его — «Зямик»
- Говорят, именно вы «разглядели» в Высоковском ставшего популярным пана Зюзю из «Кабачка «13 стульев».
- Знаете, я вспоминаю нашу большую, длинную жизнь, промелькнувшую, как один миг, и плачу Помню, как я, редактор «Кабачка» и режиссер пошли в Театр миниатюр смотреть Зяму Высоковского. Это был глазастый, с невероятной шевелюрой молодой человек, очень смешной и умный. Много лет спустя он стал членом Союза журналистов. Тогда мы пригласили его в «Кабачок», а затем Зяма перешел в Театр Сатиры.
- Ваш муж, Георгий Зелинский, был режиссером «Кабачка». Высоковский сразу нашел с ним общий язык?
- Конечно! Зяма сразу занял свое место в программе, он был очень инициативным человеком. И имя — пан Зюзя — тоже придумал себе сам. Говорил, что оно созвучно с Зиновием. К тому же, шутил, на ассирийском языке «зузи» — деньги. Но, продолжал, Зюзя для российского человека звучит смешней. Он был единственным героем с придуманным именем, все остальные были взяты из польского юмористического журнала «Шпильки».
- К тому времени, как он появился в «Кабачке», у нас уже были театральный критик — Георгий Вицин, режиссер пан Гималайский — Рудольф Рудин. Зяма появился как писатель-графоман. Иногда он приносил свои миниатюры, их принимали, и он играл. Так появились и популярные «Зайцы». Ему так хотелось побыть на экране подольше, что Высоковский придумал настоящую актерскую хитрость — пан Зюзя должен был заикаться. Правда, все это выглядело так невинно и безобидно, что воспринималось другими актерами с улыбкой. Рассказывали, что однажды на Гостелерадио пришло письмо от недовольного зрителя, который обвинял Высоковского в издевках над заикающимися людьми. Зяме даже пришлось писать ему ответ, что, мол, это не издевательство, а просто он так нервничает перед каждым своим выходом на публику. В общем, выкрутился. Больше никто его не обвинял.
- К тому же образ Зюзи сменился еще более популярным персонажем подвыпившего интеллигента.
- Это был потрясающий успех! «Люлек, я стою прислонютый » Многие были даже уверены, что Высоковский взял этого персонажа из собственной жизни. Но ничего подобного с ним, конечно, не происходило. Хотя, иногда в шутку Зяма и называл свою супругу Любу Люльком.
- Каким человеком был Высоковский?
- С Зямой было хорошо, спокойно и весело. Несмотря на безусловный талант, он был совершенно незаносчив и неконфликтен. Его обожали в театре все!
- И тем не менее в 1987-м он ушел из Театра Сатиры.
- У Высоковского не сложились отношения с очередным режиссером и партнерами. К тому же Зиновий всегда хотел самостоятельности, любил писать, выступать на эстраде. В общем, решение об уходе он принял сам и как-то очень быстро. Сразу стал активно ездить на концерты. Его с удовольствием приглашали. Зяма ведь был очень ярким комедийным актером.
- И в жизни тоже таким веселым?
- Зиновий был прекрасным рассказчиком! Историй знал массу, особенно связанных со своими персонажами. Зиновий как-то рассказывал, что, гастролируя с Театром Сатиры, приехал в небольшой польский городок, где размещался гарнизон Западной группы войск. Артистов встречал молодой капитан. Первым из автобуса вышел Анатолий Папанов. Направив на него свет, военный удивился: «Ешь твою мать, Волк!» Когда за ним спустился Высоковский, воскликнул: «Ешь твою мать, пан Зюзя!», а увидев Татьяну Пельтцер, совершенно обалдел: «Ой! Кого я вижу? Бабушка Пизднер!» Знаете, Зиновий ведь в последние годы снова вернулся в театр. Его пригласили на роль в спектакле Юрия Полякова «Женщины без границ».
- Вы собирались вместе после закрытия «Кабачка»?
- Да нет, все были заняты. Иногда встречались в Польском посольстве, мы ведь все — заслуженные артисты Польши. Последний такой прием состоялся около полугода назад. И Зяма там присутствовал, очень довольный, все говорил: «Какой замечательный вечер!»
Высоковский был отчасти человек богемный. Правда, при его строгой жене у него не очень получалось разгуляться. Он любил поболтать, пообщаться, особенно на гастролях. Душа компании! И, кстати, на выездных спектаклях любил эпатировать нас своим внешним видом. Бывало, появлялся на завтраке в ярко-алой майке и желтых шортах. В Москве, конечно, такого не позволял, тут за ним Люба следила.
- Он изменился в последние годы?
- Я обратила внимание, что изменилась его внешность. Зяма как будто опух. Видно, со здоровьем уже были проблемы, но он никогда об этом не говорил. Никто из актеров не знал, что он был тяжело болен. Да у нас в Театре Сатиры вообще как-то не принято говорить о болезнях: люди уходят просто мгновенно, стараясь до последней минуты не подавать вида, что им плохо! Вот человек жил — и вот его нет! Так же было со Спартаком Мишулиным несколько лет назад, Папановым, Мироновым. Теперь вот Зяма. Ужасная потеря. От нас уходит целое поколение потрясающих комедийных актеров