Вечером 19 января в Риме скончался всемирно известный кинорежиссер и сценарист Этторе Скола. Ему было 84 года. За свою карьеры Скола снял 39 фильмов и написал около 90 сценариев. Многие из созданных им картин вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
Этторе Скола родился 10 мая 1931 года в Тревико (провинция Авеллино) в многодетной семье местного врача. В кино влюбился еще в детстве. Скола вспоминал, что в Тревико не было кинотеатров. Кино можно было посмотреть два раза в год, когда на центральной площади устанавливали экран. Это было похоже на всеобщий праздник.
Этторе удалось поступить на юридический факультет Римского университета. Чтобы оплачивать учебу, Скола поступил на работу в юмористический журнал «Марк Аврелий» в качестве художника. Там он познакомился с Федерико Феллини. Тот уже был известным режиссером. Феллини счел своего нового знакомого талантливым сценаристом и рекомендовал его своим коллегам. Свою карьеру в кинематографе Этторе Скола начал в 1953 году как сценарист.
Его режиссерский дебют состоялся в 1964 году. Это была комедия «Если позволите, поговорим о женщинах». Скола талантливо сочетал в своих фильмах комичное с трагичным, а потом перешел к драме. С ним охотно работали лучшие итальянские актеры — Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Нино Манфреди, Альберто Сорди, Витторио Гассман, Стефания Сандрелли и другие.
О новом итальянском гении в Европе заговорили в 1970 году после успеха на Каннском международном кинофестивале едкой ироничной трагикомедии «Драма ревности». Марчелло Мастроянни, исполнивший в фильме одну из главных ролей, получил приз как лучший актер. Его партнерами в картине были Моника Витти и Джанкарло Джаннини.
Марчелло Мастроянни и Моника Витти в фильме «Драма ревности»
В 1974 году Этторе Скола наделал шуму с фильмом «Мы так любили друг друга», в котором рассказал о том, что происходило в его стране за последние 30 лет. Режиссер сделал это через историю отношений троих друзей, воевавших против фашистов и влюбленных в одну женщину. Главные роли в картине исполнили Витторио Гассман, Нино Манфреди, Стефано Сатта-Флорес и Стефания Сандрелли. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и стал победителем Московского международного кинофестиваля. В картине рассказывается о том, как сложилась жизнь бывших боевых товарищей. Один остался простым санитаром, второй преуспел как бизнесмен благодаря выгодной женитьбе, третий же сумел добиться только победы в телеконкурсе знатоков кино. Скола тем самым показал, как живут три основных социальных группы итальянцев после войны — пролетариат, интеллигенция и бизнесмены.
Кадр из фильма «Мы так любили друг друга»
В 1976 году Эттор Скола вновь пожинал лавры в Каннах. Его назвали лучшим режиссером за фильм «Отвратительные, грязные, злые», главную роль в котором исполнил Нино Манфреди. В этой комедии, полной черного юмора, рассказывается о семье люмпенов, живущей в лачуге на окраине Рима. Скола заставляет зрителей презирать своих героев. Никакого сострадания к ним режиссер не испытывает.
Нино Манфреди в фильме «Отвратительные, грязные, злые»
Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в фильме «Необычный день»
Режиссерским триумфом Этторе Сколы стал фильм «Бал» (1983 год). Действие картины происходит в разные годы в одном и том же месте — небольшом парижском танцзале. Персонажи не произносят ни единой реплики. История Франции и всей Европы в период с 1936 по 1968 год показана исключительно языком танца и музыки. «Бал» собрал множество призов в разных странах. Скола перенес инфаркт, снимая картину.
Кадр из фильма «Бал»
В 1986 году драма «Семья» получила пять премий Давида Ди Донателло (высшая кинонаграда в Италии). Фильм представляет собой историю нескольких поколений итальянской семьи и охватывает период с 1906 по 1986 год. Главные роли в картине исполнили Витторио Гассман, Фанни Ардан, Филипп Нуаре.
Витторио Гассман и Фанни Ардан в фильме «Семья»
Этторе Скола был госпитализирован 18 января после того, как его самочувствие ухудшилось. Он умер в отделении кардиохирургии одной из римских больниц.
Одним из первых соболезнования выразил премьер-министр Италии Маттео Ренци. Глава правительства назвал Сколу «мастером, который с невероятной остротой понимал Италию», и отметил, что его уход станет огромной потерей для итальянской культуры.