Мелитопольские пиротехники помогают наладить энергоснабжение в селах Донетчины, пострадавших во время боевых действий
О сложной работе пиротехников на территории освобожденного от террористов Славянска «ФАКТЫ» рассказывали в сентябре прошлого года. Увы, с тех пор работы им только прибавилось. На востоке страны постоянно выявляют «свежие» взрывоопасные предметы, несущие угрозу местному населению. С 18 октября в нескольких районах Донецкой области на линии соприкосновения с оккупированной территорией работают специалисты-пиротехники из Запорожской области.
— Нас отправили в зону проведения антитеррористической операции для гуманитарного (так это называется) разминирования трасс линий электропередачи, — рассказал о цели служебной командировки начальник группы пиротехнических работ аварийно-спасательного отряда регионального главка Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Дмитрий Чернов. — Моя группа из пяти человек работала там почти два месяца, а теперь нас сменили коллеги под руководством моего заместителя. Техника осталась та же — УАЗ-469 и ГАЗ-66. Предстояло обезвредить от взрывоопасных предметов землю под высоковольтными линиями электропередачи, соединяющими территорию Украины с неподконтрольной территорией. В итоге мой расчет обследовал 52 километра ЛЭП от Мариуполя до линии разграничения в районе сел Гранитное и Старогнатовка.
*Подполковник Дмитрий Чернов: «В эти ворота частного дома в селе Гранитное угодил снаряд» (фото из архива Дмитрия Чернова)
— Но ведь там регулярно случаются обстрелы?
— Именно поэтому сроки так затянулись, ведь приходилось все работы согласовывать с нашими военными и со стороной противника. В результате нам давали «коридор» на один-два дня, в который надо было уложиться. Но от неадекватных стрелков-сепаратистов никто, конечно, не был застрахован. Мы обследовали землю под ЛЭП и рядом, ширина осматриваемой полосы — 20 метров.
— Что вы там выявили?
— Порядка ста единиц взрывоопасных предметов — от патронов до кассетных элементов «Смерча» и артиллерийских снарядов. Все боеприпасы советского производства. Заминированные участки на нашей территории не попадались. Группа также обеспечивала работу энергетиков, которые следовали за нами и определяли, сколько нужно материалов для восстановления ЛЭП.
Чем ближе к передовой, тем сильнее повреждения. Близ села Гранитное Волновахского района с неподконтрольной стороны были взорваны опоры линий электропередачи, в итоге населенный пункт остался без света. А провести здесь ремонт «дээнэровцы» нам не разрешали. Тогда руководство энергетиков приняло решение запитать село от другой ЛЭП, с украинской территории. Для этого нужно было построить совершенно новую линию: бурить ямы, ставить столбы, тянуть провода. Но перед прокладкой линии мы проверили территорию. Шли цепью со щупами, миноискателями, обследуя полосу шириной восемь метров и длиной пять с половиной километров от села Гранитное до села Новогригорьевка. И, знаете, линию построили и запустили в самые сжатые сроки.
А в последний день нашей командировки согласовали с сопредельной стороной работу еще и на высоковольтной линии, где осколками минометной мины перебило провод. Мы сопровождали ремонтную бригаду, подготовив полуторакилометровый коридор, чтобы техника могла подъехать к той опоре. Линию отремонтировали, и к вечеру дали электричество.
— Какие моменты оказались самыми напряженными?
— Когда работали рядом с минным полем. Мы знали, что оно находится где-то здесь, но не располагали его точными координатами. А потом увидели предупреждающие таблички — буквально в двадцати метрах от нас. Не по себе было, когда шли по разбитым позициям наших подразделений, где осталась сгоревшая техника, погибли и пострадали люди… К слову, там поля два года не убирались, потому даже просто, без приборов, сложно передвигаться. Особенно трудно продираться через поля подсолнуха.
— Как оценили вашу работу?
— Два человека — я и сапер Дмитрий Бабенков — получили от штаба АТО грамоты за добросовестное выполнение служебных обязанностей.