Украина

Саша Боровик: "Когда в Вашингтоне выпадает снег, техники для его уборки... просто нет"

9:00 — 29 января 2016 eye 1112

В Киеве в расчистке дорог нынешней зимой участвовало более 500 единиц техники

Январь 2016 года кого-то порадовал снегопадами и морозами, но для многих людей создал большие неудобства. Шоссе, тротуары, парковки — все оказалось под белым покрывалом.

С другой стороны, нынешний снегопад показал, насколько отличается отношение к этой проблеме в Украине и в других странах. К примеру, в похожих природных условиях оказался Вашингтон — столица Соединенных Штатов Америки.

Мы привыкли к тому, что власти, коммунальные службы должны немедленно приступать к расчистке транспортных магистралей. И даже любой образовавшийся на улице сугроб может вызвать раздражение и недовольство. Более того, люди постарше хорошо помнят термин «снегоборьба» — именно так называлась в советское время срочная мобилизация госслужащих на ликвидацию снежных заносов. При этом всем известно, что сейчас снегоуборочной техники в большинстве украинских городов не хватает, а сама процедура обновления парка таких машин всегда была связана с коррупционными рисками.

Но это в Украине. А в Вашингтоне? Неужели коммунальные службы американской столицы просто не справляются со своими обязанностями? Ситуацию проясняет советник главы Одесской облгосадминистрации Саша Боровик. «Когда в Вашингтоне выпадает снег, машин для его уборки просто нет. В такие дни действует запрет на трафик: автобусы не выходят из парков, такси повышают цены в два раза, школы и федеральные учреждения закрыты, — написал он на своей странице в сети Facebook. — Таков общественный договор во многих американских городах: мы не повышаем местные налоги и не покупаем дорогущие снегоуборочные машины, а вы от нас этого не требуете».

За последние несколько дней в США прошли большие снегопады. По данным ВВС, в пяти штатах снежный покров достиг 91 сантиметра. В Нью-Йорке зафиксированы самые обильные зимние осадки с 1869 года. А в Балтиморе зарегистрирован самый большой снегопад за всю историю метеонаблюдений.

При этом заместитель Саакашвили отмечает, что ведущим компаниям мира, офисы которых находятся в городах Америки, дешевле предупредить своих сотрудников, чтобы они в снегопад работали на дому, чем платить высокие местные налоги на снегоуборку.

«Сегодня правительственные и офисные здания, школы и музеи в Вашингтоне закрыты. Самая богатая нация в мире не спешит расчищать снег в своей столице. Это слишком дорого», — пояснил Боровик.

*В Вашингтоне не спешат расчищать снег: это слишком дорого (фото EPA)

Также он сравнил ожидания обычных жителей Америки и украинцев. Последние, по его словам, считают, что вправе требовать от городских властей немедленной расчистки дорог. «У общества, с моей точки зрения, есть завышенные требования к государству с одной стороны и нежелание платить высокие налоги и зарплаты госслужащим — с другой», — подчеркнул политик.

*Эксперты отмечают, что уборка снега в украинской столице проводится эффективнее, чем в предыдущие годы

Интересным способом пытаются решить транспортную проблему во время снегопадов в Риге. Мэр латвийской столицы Нил Ушаков на своей странице в соцсетях призывает автомобилистов в такие дни отказаться от поездок на личном транспорте, взамен предлагая бесплатные «снежные билеты» на транспорт общественный: «По прогнозу завтра снегопад начнется около 14.00 и продлится до полуночи. Основная нагрузка придется на время, когда все едут после работы домой. А убирать снег в час пик — занятие неприятное. Снегоуборочные машины системой вертикального взлета не оснащены. И они просто стоят со всеми вместе в пробках. Поэтому завтра запускается уже опробованная ранее система „снежных билетов“. Берешь с собой техпаспорт и едешь бесплатно. К водителю подходить не нужно, показывать документ надо только контролеру».

Следует отметить, что, если прогноз погоды оказывался неправдивым и снега не было, бесплатные поездки никто не отменял.

Кстати, Саша Боровик не случайно использует словосочетание «общественный договор». В Украине требования по отношению к любым органам власти сейчас подняты до максимального уровня. И после всех происшедших в стране событий это, наверное, оправданно.

По мнению специалистов, в Киеве при грамотном подходе достаточно ресурсов, чтобы не допустить образования многокилометровых пробок во время снегопадов

Между тем эксперты отмечают, что уборка снега в украинской столице проводится эффективнее, чем в предыдущие годы.

— В сезоне 2015—2016 киевские власти нормально подготовились к зиме: закупили снегоуборочную технику, горюче-смазочные материалы, соль (приобретено свыше 35 тысяч тонн технической соли), — рассказал заместитель главы общественной организации «Центр правовых технологий «Искра» по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Заика. — В расчистке снега этой зимой участвовали более 500 единиц техники. А вот при Черновецком и Попове работало максимум 300 машин, соль же вообще мало кто видел. Несложно догадаться, куда уходили деньги.

Эксперт считает, что киевским властям следует лучше готовиться к снегопадам:

— Мэрии города нужно реагировать заблаговременно, ведь прогноз может быть известен за несколько дней. Правда, он зачастую в последний момент меняется.

С проблемами расчистки дорог от снега сталкиваются многие страны. Сегодня от обильных снегопадов страдает вся Восточная Европа. Как показывает практика прошлых лет, многокилометровые пробки образовывались на дорогах Бельгии, в Лондоне. Не удавалось вовремя расчистить и вывезти снег властям Нью-Йорка. В Киеве при грамотном подходе достаточно ресурсов, чтобы не допустить подобного.

В Украине в случае непогоды привыкли ожидать чуда от власти. При этом всем понятно, что бороться с природой — это все равно, что носить воду решетом. Да и любая такая «снегоборьба» — просто повод для пиара недобросовестных политиков (как тут не вспомнить Олега Ляшко, позировавшего перед телевизионными камерами с лопатой в одном из школьных дворов Киева?) и не самый эффективный способ расходования бюджетных средств.

«Нам нужно учиться тем принципам поведения в трудных погодных условиях, которые приняты в развитых странах»

К такому самоограничению, как в Латвии, и к тому, чтобы спокойно отнестись к естественным природным явлениям, как в США, большинство украинцев, положа руку на сердце, еще не готовы.

— Так или иначе, граждане Украины научатся считать бюджетные деньги, — считает Алексей Заика. — К этому подтолкнут и децентрализация, и открытость бюджетов, когда каждый будет видеть, на что именно расходуются налоги, то есть его личные деньги, которые он отдает на благоустройство города. Ответственность, понимание приоритетов со временем поменяют отношение людей ко многим проблемам, в том числе и к таким, как обильные снегопады.

Эксперт добавляет, что работа экстренных служб, той же скорой помощи, должна быть бесперебойной в любую погоду. А работу городского транспорта, по его мнению, нужно поднимать до европейского уровня.

— С другой стороны, далеко не все киевляне сегодня способны отказаться от поездки на автомобиле в плохую погоду. И это только создает дополнительную нагрузку на ГСЧС, полицию, коммунальщиков… Нам надо учиться тем принципам поведения в трудных погодных условиях, которые приняты в развитых странах, — подытожил Алексей Заика.