Жители оккупированной территории Донбасса рассказали «ФАКТАМ» о трудностях, с которыми столкнулись после прихода «русского мира»
Районы Донбасса, захваченные вооруженными сепаратистами, все больше напоминают какой-то параллельный сюрреалистичный мир. В то время как во всех странах стремятся перенять и использовать опыт быстро развивающихся экономик, в «ЛНР» и «ДНР» применяют наработки таких же квазигосударств, оказавшихся в изоляции. Вот как об этом и о многом другом рассказывают наши соотечественники, находящиеся на оккупированной территории.
«Самый крупный завод, который есть на территории города, — «Лугансктепловоз» (его еще по старинке именуют заводом «Октябрьской революции» или ОР) — сейчас практически простаивает, — рассказал сотрудник завода «Лугансктепловоз» Виктор. — Его пытаются реанимировать. По крайней мере, так говорят. Хотя «убивать» завод начали еще в 2007 году, когда предприятие продали российской компании «Трансмашхолдинг». С этого момента отсюда стали вывозить все ценное и высокоточное оборудование и устанавливать его на российских заводах холдинга, которые специализируются на аналогичном производстве в РФ. Да и самых ценных сотрудников вслед за техникой переводили к себе.
А с момента боевых действий цеха использовались для ремонта военной техники представителей «русского мира», и, чтобы далеко не уезжать, отсюда же велся обстрел украинских позиций. Соответственно, обратно и «прилетало». Всего на предприятии взорвалось около двух сотен снарядов, повредив многие цеха и оставшееся еще оборудование…
Но даже российские собственники понимают, что все происходящее в Луганске, мягко говоря, незаконно, поэтому и перерегистрировали компанию… на украинской территории и платят там налоги. Трудно сказать, сколько. Думаю, немного. Завод-то простаивает.
Хотя параллельно (на основе все тех же мощностей) создают предприятие, зарегистрированное теперь уже в «молодой республике». Под этой маркой (чтобы налоги в Украину не платить) в нынешнем году на завод собираются прислать из России около 500 тепловозов на ремонт. Что, как говорят, даст возможность получить работу до семи тысяч работников.
Не знаю, чего здесь больше — популизма или реальности. Но такой информацией нас на заводе постоянно пытаются морально поддерживать. Полагаю, что это, скорее, правда, если учесть, что здесь очень и очень дешевая рабочая сила. За копейки, то есть несколько тысяч рублей в месяц, многие готовы работать".
«Продукты в основной своей массе намного дороже, чем на украинской стороне, — сообщила медицинская сестра, луганчанка Галина. — К примеру, килограмм свинины 300—350 рублей. Курс в магазинах и на рынке: 1 гривня — 2 рубля (а если повезет поменять деньги в банке, то гривня — 2,8 рубля). То есть килограмм мяса обходится в 150—175 гривен.
Вот вчера я была на рынке и увидела такие цены: картошка — 22 рубля за килограмм, вареная колбаса — 300 рублей за килограмм, копченая колбаса — 550 рублей за килограмм, сырный продукт (даже не сыр) — 300 рублей за килограмм, сыр — 400 рублей за килограмм, сметана в пластиковом стакане — 200 рублей за пол-литра, творог — 200 рублей за килограмм, шампиньоны — 300 рублей за килограмм, мандарины (кислые абхазские) — 120 рублей за килограмм.
Вот и посчитайте, сколько чего можно купить медицинской сестре на зарплату в три тысячи российских рублей".
«Из дешевых продуктов в Луганске только два наименования: хлеб и водка, — сетует луганская пенсионерка Светлана. — Хлеб в среднем 10 рублей за буханку, а поллитровка водки — 100 рублей. Возможно, цены невысокие, поскольку это то немногое, что делают в самом Луганске.
В основном продукты даже не российские, а белорусские. Качество — ниже среднего. Хорошее сюда не повезут. Конфеты просто ужасные. Особенно шоколад. Просто сладкий пластилин какой-то.
Украинских продуктов у нас уже почти не найти. А те, что есть в продаже, или из каких-то старых запасов, либо челночники что-то в сумках завозят.
А вообще-то мы уже скучаем не только по вкусу украинских продуктов, но и по всей Украине. Много глупости (и это еще мягко сказано) было сделано за это время. Хотя, как все поправить, я уже не представляю…"