«ФАКТЫ» продолжают публикацию анкет известных людей, согласившихся поделиться с читателями своими самыми сокровенными мыслями
— Как вы сами представились бы нашим читателям?
— Актриса Ахеджакова.
— Ваш любимый цвет, запах, продукт, напиток?
— Любимый цвет? У меня нет предпочтений. Нравится то, что идет и радует. Запах люблю жасмина. Любимого блюда нет. Лишь бы было вкусно. Из алкогольных напитков нравится хороший коньяк, а из безалкогольных — вода.
— Чем для вас пахнет детство?
— Сиренью. Ее всегда дарили маме, которая была актрисой, зрители.
— Счастье — это… что? Вы счастливый человек?
— В течение жизни представление о счастье менялось много раз. И не могу сказать, что именно сделает меня счастливой теперь.
— В чем вам видится смысл жизни?
— Я никогда для себя это не формулировала. Но очень хорошо понимаю, когда жизнь бессмысленна. Очевидно, для меня смысл — в творчестве.
— Что такое любовь?
— Объяснить, что такое любовь, трудно. Это понятие субъективное.
— Вы хорошо помните самый счастливый день своей жизни? А самый непростой?
— Счастливые дни были. Они разные. А непростой у меня каждый день.
— Чего вы ни за что не сможете простить другим людям?
— Насилия и предательства.
— Что-то может довести вас до слез?
— Многое. Например, бессилие перед несчастьем.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?
— У всех по-разному. У одних это талант и безукоризненная порядочность, у других — нахрапистость, хамство и способность подавлять тех, кто рядом, а у иных — случай. Успех дается и подлым людям, и прекрасным, и одаренным, и бездарным… Он часто приходит к тем, кто его не достоин. А иногда — к великим, талантливым, бессребреникам. Почему так, не понять.
— Есть у вас личная формула успеха?
— Ну что вы! Какие у меня могут быть формулы? И вообще, не представляю, что это за человек такой, у которого формулы в жизни.
— Какую роль в вашей жизни играют деньги?
— Довольно серьезную. С одной стороны, я совершенно не зависима от этого порока — любви к деньгам. А с другой — если вдруг заболеешь, без них нельзя лечиться. А нет денег на лечение — погиб человек! Без них нельзя жить ни в квартире, ни на даче, нужно забиться куда-то в угол, где бесплатно…
— Что для вас означает быть свободной?
— Свобода — внутреннее чувство. Это особый характер. Человек в самых ужасных условиях (даже тюремных) может быть свободен. Но таких людей мало. А кому-то можно дать свободу, и человек не будет знать, что с ней делать.
— Испытываете ли вы страх перед смертью?
— Испытываю.
— Что вы станете делать, узнав о том, что вам осталось прожить ровно семь дней?
— Вот когда это случится, тогда и узнаем, что я буду делать.
— Вы никогда не задумывались над тем, есть ли жизнь после смерти?
— Думаю, да. Не жизнь. Я не знаю, что это, но что-то такое, когда все равно придется отвечать и дальше, есть.
— Что вы вкладываете в понятие добра и зла?
— Любое насилие — это зло. Но вокруг много и добра, которое является нормой для порядочных хороших людей.
— Вас часто предавали?
— Не часто, но было. Зачем меня предавать? От меня никто не зависит. Предательства были на уровне личных отношений.
— Что вам помогало преодолеть периоды полного отчаяния?
— Характер. Такие периоды были. Допустим, ни одной роли в течение одиннадцати лет. И вдруг предлагают какой-то поганый эпизодик. Но у меня хватало характера от него отказаться. Лишь бы что — не хотелось.
— Что в жизни вам представляется самым непростым?
— О, столько этого непростого! Жить очень непросто. Трудно писать набело, обязательно черновики будут. Хотелось бы прожить без черновиков, без ошибок, но это невозможно.
— Существует ли Бог?
— Да.
— Случались в вашей жизни чудеса?
— Были. Чудо, когда казалось, что болезнь на всю жизнь, дальше — инвалидное кресло, и вдруг… она отступает.
— Сколько времени вы смогли бы прожить на необитаемом острове и что взяли бы с собой?
— На необитаемом острове больше одного дня не проживу. А взяла бы с собой кого-то для общения. Я не могу одна. Мне кто-то нужен — хотя бы собака.
— В какую эпоху вам хотелось бы жить и с кем из представителей той эпохи пообщаться?
— В свою, потому что в каждой эпохе найдется то, что отравит мне жизнь. Какую ни возьмешь, кошмар. К примеру, период до нашей эры. Динозавры мне абсолютно не симпатичны и жить среди них совершенно не хотелось бы. Эпоха Возрождения роскошная, но сжигали ведь на костре, а это ужасно. При царе мне применить себя было бы абсолютно негде. А дальше войны, войны, войны, в которых гибли люди и которых я смертельно боюсь. Тем более нет желания переместиться в неизвестное будущее. Когда начинаются разговоры о телепортации и об инопланетянах, о том, что нам надо переехать на другую планету, я думаю: «Слава Богу, что меня уже не будет в момент этого переселения». Я знаю, как переезжают. Эвакуации видала еще в раннем детстве. Надо жить в то время, которое Господь послал. Что касается того, с кем интересно было бы пообщаться, есть люди, которых я обожаю. Но лезть им в душу — не в моих правилах. Из представителей прошлых эпох мне очень интересен Черчилль. Была на его могиле на старом деревенском кладбище. Лежит плиточка. На ней написано: «Уинстон Черчилль». И все. Увиденное вызвало во мне невероятную переоценку всей жизни этого человека. Роскошно!
— Как вы считаете, красота действительно может спасти мир?
— Не знаю, что и кто может спасти мир. Наверное, только Господь Бог способен это сделать. Я продолжаю верить в чудо. Может, все-таки что-то в мире изменится…
Беседовала Ольга СМЕТАНСКАЯ, «ФАКТЫ»
Анкеты других знаменитостей, ответивших на вопросы «ФАКТОВ», читайте здесь