Только для этого необходимо приобрести совершенно бесполезные вещи по явно завышенной цене
Аферисты придумывают все более изощренные способы обмана доверчивых граждан. В редакцию газеты «ФАКТЫ» обратилась пенсионерка, жительница Киева Нина Ивановна Дудинская (фамилия изменена по ее просьбе), которая утверждает, что является обладателем выигрыша в размере 295 тысяч гривен. Правда, приз ей никто не спешит отдавать. Напротив, женщина вынуждена каждый месяц тратить немалые деньги из своей пенсии, чтобы купить у фирмы, объявившей ее победителем в некой лотерее, ненужные ей вещи.
— Посмотрите, это лишь часть всего того ненужного, что я вынуждена была купить на фирме, — говорит Нина Ивановна. — Это амулет от сглаза. Я его купила два года назад за четыреста гривен. Хотя на самом деле это обычная бижутерия. А вот стеклянная пирамидка… Уже и не помню, для чего она. Кажется, чтобы деньги привлекать. Кроме этого, у меня есть разные чудодейственные кремы «от старости и всех болезней», книги с рецептами, по которым я вряд ли что-то приготовлю, так как просто не смогу позволить себе приобрести, например, килограмм мидий и другие редкие ингредиенты. А вот это не просто расческа, а специальный прибор для массажа головы. Стоит он, между прочим, 270 гривен. Хотя на самом деле это обычная массажная расческа, которую в магазине можно приобрести за двадцатку, но в ее рукоятку зачем-то поставили батарейку. Массаж она не делает, зато сильно гудит.
— Зачем же вы покупаете все эти бесполезные вещи? — удивляюсь я.
— Так я только сейчас поняла, что они никому не нужны. Но в течение последних двух лет покупала все это словно под гипнозом. Мне каждый месяц присылали какие-то каталоги, а я оттуда что-то выбирала.
Все началось с того, что я обнаружила в своем почтовом ящике рекламу «Книги — почтой». Я бывшая школьная учительница украинской и зарубежной литературы. Конечно же, каталогом книг, которые мне предлагали, заинтересовалась. Пошла на почту, оформила заказ. Для этого в анкете указала все свои данные — от домашнего адреса до мобильного телефона. Мой заказ — две недорогие книжки — пришел достаточно быстро. Больше покупать ничего не собиралась. Уже и забыла о рекламе в почтовом ящике, как вдруг получила странное сообщение: «Поздравляем! Вы выиграли в лотерее!»
Я человек вообще-то не очень доверчивый. А тут, казалось, и так понятно, что произошла какая-то ошибка. Ведь ни в какой лотерее участия не принимала. Однако в сообщении были указаны мои фамилия, имя и отчество. Говорилось о том, что я выиграла десять тысяч гривен. Что я сделала с этим сообщением? Выкинула его в урну.
Потом в течение нескольких месяцев на мой адрес приходили и другие письма, где меня объявляли победителем. Причем обратила внимание, что эти сообщения приходили с разных адресов. Я становилась «победительницей» то какой-то «Фортуна плюс», то в лотерее «Колесо удачи». Но игнорировала эти письма вплоть до последнего времени. А потом мне сообщили, что я выиграла 295 тысяч гривен — и нервы не выдержали. Подумала: а вдруг и правда мне так повезло? Все-таки решила ответить на последнее письмо, отправленное из очередного ООО «Счастливая почта» (название изменено. — Авт.).
Я подумала, что ничего не теряю. Денег с меня не требовали. В сообщении было написано, что приз мне выдадут обязательно. Только нужно решить, каким образом его получу. И завязалась моя переписка с директором «Счастливой почты». Меня сразу предупредили, что отныне, чтобы не потерять право на приз, каждые десять дней я должна делать какой-то заказ из их каталога. А для того, чтобы мне ответили из «Счастливой почты», тоже должна что-то у них покупать. Если просрочу время — приз не получу. Я же думала, что все решится в ближайший месяц, но эпопея с получением приза растянулась почти на два года.
Это сейчас понимаю, что меня умышленно втягивали в переписку, чтобы выдурить побольше денег. В одном из первых ответов директор ООО «Счастливая почта» написал: «Мы хотим сделать получение вами приза незабываемым. Приедем за вами на дорогом автомобиле, проедем по Киеву, сделаем для вас экскурсию. Только сообщите, на каком лимузине вы хотели бы приехать за призом? У нас есть «Линкольн», «Майбах», «Кадиллак». Кроме того, планировалось, что меня поведут в дорогой ресторан, чтобы отпраздновать такое важное событие.
От ресторана и «Кадиллака» я отказалась. И тогда мне прислали письмо следующего содержания: «Давайте мы вручим вам приз в Чехии! Только нужно придумать, на каком транспорте вас туда доставить, выбрать, в какой гостинице остановиться. Есть одна проблема — нужно нанять охранника, который будет сопровождать вас в поездке. Сумма-то немаленькая».
Потом о поездке в Чехию забыли и пообещали, что передадут выигрыш с почтальоном, который носит мне пенсию. Или перечислят деньги на карточку. Целый год они не могли придумать, какой способ передачи денег будет наиболее удобным. Мне присылали по два-три письма в месяц, которые я, чтобы не потерять право на выигрыш, должна была оплачивать покупками из каталога. Сумма каждой покупки составляла не меньше 400 гривен.
Совсем недавно директор ООО «Счастливая почта» написал, что они не отказываются от выплаты мне приза, но очень просят отсрочку. Мол, у них кризис, однако деньги обязательно будут. Потом у сотрудника, который должен был мне выдать приз, заболел дядя. Снова выплату отложили. А я продолжала каждый месяц делать ненужные покупки.
В конце концов написала им: «Я не дойная корова для вашего лохотрона» — и пообещала обратиться в прокуратуру, отказавшись что-либо у них покупать. Меня еще какое-то время пытались «наставить на путь истинный». Назначили даже точную дату, когда наконец-то получу приз. Но в указанное время денег, конечно, не выдали. Директор ООО «Счастливая почта» написал в письме: «Все платежные документы аннулированы, так как на почте произошла какая-то задержка с вашим письмом. Однако, если вы сделаете очередной заказ, вам назначат новую дату получения приза».
Как-то зайдя в свое почтовое отделение, увидела кучу красочных листовок с обещаниями призов от «Счастливой почты». И все люди, которым были адресованы эти сообщения, объявлялись… победителями.
Я сначала хотела обратиться в прокуратуру. Ведь действия «Счастливой почты» — чистой воды мошенничество. Храню переписку и могу все доказать. Но потом решила позвонить в «ФАКТЫ». Может быть, для кого-то ваша статья покажется полезной и люди перестанут кормить аферистов.
— Пожилые люди очень часто попадают в подобные аферы просто потому, что им необходимо какое-то общение, — утверждает киевский психолог Сергей Власов. — Именно по этой причине пенсионеры любят ходить по разным инстанциям, стоят в очередях. Если же у них нет возможности вести активный образ жизни, они занимаются всякого рода перепиской. Заказ ненужных товаров по каталогам заменяет пожилым людям общение. Они чувствуют, что еще кому-то нужны.
— В подобных делах обычно очень тяжело доказать состав преступления, — говорит руководитель пресс-службы Главного управления Национальной полиции Киева Оксана Блыщик. — Людям нужно очень внимательно читать все, что написано мелкими буквами в тех документах, которые им высылают. Ведь нередко они сами соглашаются приобретать товары почтой у подобных фирм. И эти товары получают. Поэтому здесь нет никакого преступления. Если бы Нина Ивановна заказала товар, а он не пришел, — тогда это уже можно было расценить как мошенничество. Тем не менее по каждому подобному случаю, если к нам обращаются обманутые граждане, полиция в обязательном порядке проводит проверку. Но нельзя и забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если вы не принимаете участия в розыгрышах, то и призы вам просто так никто отдавать не будет.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»