Происшествия

В ix веке стоимость сабли была такой, что на эти деньги взрослый человек мог прожить восемь лет!

0:00 — 13 августа 2009 eye 491

Среди «трофеев» археологической экспедиции, исследовавшей остатки древнего городища под Харьковом, две пары золотых сережек. Но самой ценной находкой ученые считают скромный нательный крестик из бронзы

В номере от 28 июля «ФАКТЫ» рассказали, что в 70 километрах от Харькова ведутся раскопки остатков древнего городища аланов (предков нынешних осетин). Археологи обнаружили серебряный перстень с зеленым стеклом, бусы из полудрагоценного сердолика и горного хрусталя, а также более десятка разных украшений из бронзы. Этим вещам около 1200 лет! За последние дни экспедиция Харьковского исторического музея и Харьковского национального университета имени Каразина сделала еще несколько очень ценных находок.

Клинки у аланов передавались по наследству от отца к сыну как одна из ценнейших в семье вещей

В древности мечи и сабли стоили очень и очень дорого. У аланов, городище которых раскапывала экспедиция харьковских ученых, клинки передавались по наследству от отца к сыну как одна из ценнейших в семье вещей. И только если мужчина умирал и у него не оставалось сыновей, саблю могли положить в его могилу. Именно такое погребение раскопала экспедиция.

- Там были похоронены мужчина и мальчик — видимо, отец и сын, — рассказывает заведующий отделом Харьковского исторического музея кандидат исторических наук Виктор Аксенов.  — Наследников мужского пола в их семье не осталось, поэтому в могилу родственники положили клинок.

- Какова была его стоимость в те времена?

- Примерно 30-35 серебряных дирхемов. Аланы жили в государстве Хазарский каганат, где ходила эта денежная единица. Из письменных источников известно, что на один серебряный дирхем воин питался сто дней.

Получается, 30 монет ему хватило бы на восемь лет и почти три месяца (три тысячи суток). Сколько за такой срок получил бы командированный в современной Украине? Согласно закону, на питание ему выделяют 30 гривен в сутки. За три тысячи дней выходит 90 тысяч гривен. Можно купить недорогой новый автомобиль.

- Казалось бы, даже такая незамысловатая вещь, как копье, стоила в IX веке десять серебряных дирхемов,  — продолжает ученый.

- От ваших коллег-археологов знаю, что сабли и мечи, пролежавшие в земле тысячу лет, — находки крайне редкие, ведь железо за такой срок, как правило, полностью разрушается…

- Это правда, однако порой случаются поразительные исключения — некоторые тысячелетние клинки находят в таком хорошем состоянии, что хоть сейчас затачивай и иди в бой.

- Фантастика! Как такое может быть?

- Дело в особом погребальном ритуале. Клинок раскаляли на огне, гнули пополам и только затем клали рядом с умершим. Подразумевалось, что человек будет пользоваться им в загробном мире. Под действием огня на сабле образовывалась окалина, эффективно защищающая железо от ржавчины. Сейчас частные коллекционеры возвращают клинкам прежнюю форму. После реставрации они выглядят весьма презентабельно.

В нашем случае сабля находилась в деревянных ножнах и лежала в слое глины без доступа воздуха. Это щадящие, благоприятные условия. Все же состояние находки не блестящее. Мы пока не знаем, полностью ли клинок заржавел или частично сохранился. Это предстоит выяснить в ходе реставрации.

Чтобы находка не пострадала еще больше, мы извлекли ее из земли вместе со слоем грунта. Затем аккуратно очистили, подложили под саблю доску и упаковали в вату. В таком виде доставили в лабораторию в Харьков. Вообще-то положено, чтобы в экспедиции был реставратор, но у нашего музея нет денег, чтобы оплачивать его услуги. Поэтому сами провели консервацию сабли, иначе, оказавшись на воздухе, она стала бы очень быстро разрушаться.

Для реставрации сабли все же хотелось бы пригласить кого-либо из ведущих специалистов. Кстати, крохотная Македония на археологию в этом году выделила 28 миллионов евро. Мы о такой сумме можем разве что мечтать. Основной рабочей силой в нашей экспедиции были студенты-первокурсники, проходившие практику. Государство оплатило только их питание.

Городище, остатки которого мы исследовали, возможно, носило название Сарада — такую версию, ссылаясь на арабские письменные источники, высказывал знаменитый советский историк Борис Рыбаков. Но доказательств этому пока не найдено.

«В погребениях богатых женщин находили по две пары серег: большие парадные и меньшие по размеру — повседневные»

Самой ценной находкой экспедиции ученые считают нательный бронзовый крестик. Он находился на останках мальчика из того же погребения, где обнаружили саблю.

- Мы впервые получили неопровержимое подтверждение того, что среди живших на территории нынешней Харьковщины аланов были христиане, — говорит Виктор Аксенов.  — Заметьте, что речь идет о девятом веке. А Киевская Русь приняла христианство только через сто лет — в конце X века. На «нашем» мальчике находились не только языческие амулеты, но и крестик. Почему? Объяснений может быть много. Например, ребенок заболел. Видя, что молитвы, обращенные к языческим богам, не помогают в излечении, родители окрестили ребенка.

Рядом с мальчиком покоился его отец. На нем крестика нет. Но, возможно, и он был христианином. Ведь изображения символа веры могли быть нанесены на лоб, щеки, руки в виде татуировки или же сделаны из дерева, кожи и нашиты на одежду. Сохраниться они, конечно же, не могли.

- Вы еще нашли две пары золотых сережек…

- Да, они находились в двух женс-ких погребениях. В первом были останки трех взрослых и ребенка, но золотые сережки были только на одной из усопших. В могилах представительниц более богатых аланских родов ученые обнаруживали даже по две пары золотых серег: большие парадные и меньшие по размерам — повседневные.