Большинство государственных предприятий, проверяющих качество пищевых продуктов, перестали проводить исследования из-за отсутствия финансирования. Однако «Харьковстандартметрология» изыскала средства и все-таки сделала экспертизу сливочного масла на «натуральность». Результаты не слишком утешительные.
Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе «Харьковстандартметрологии», для экспертизы в супермаркетах Харькова закупили 21 образец масла сладкосливочного селянского и бутербродного таких торговых марок и производителей:
1. Масло селянское «Классик» ТМ «Молочный Дар» ООО ТД «Центр Пищевых Технологий»;
2. Масло селянское «ГОСТ» ТМ «Румо» ДП «Ружин-молоко»,
3. Масло бутербродное ТМ «Апрель» ООО «Фирма Апрель»;
4. Масло селянское ТМ «АхМолоко!» ООО «ОМП «Славия»;
5. Масло селянское ТМ «Румо» ДП «Ружин-молоко»;
6. Масло селянское ТМ «Сливочная долина» ДП «Староконстантиновский молочный завод»;
7. Масло селянское ЧП
8. Масло селянское ТМ «ПОЛТАВОЧКА» ООО «ГРАНД-МОЛПРОДУКТ»;
9. Масло селянское ТМ «Звени Гора» ПАО «Звенигородский сыродельный комбинат»;
10. Масло селянское ТМ «Балаклейское» ООО «БАЛМОЛОКО»;
11. Масло селянское ТМ «Заречье» ПАО «Купянский молочноконсервный комбинат»;
12. Масло селянское ТМ «Наш Молочник» ДП «Староконстантиновский молочный завод»;
13. Масло селянское ТМ «Клуб Сыра» ООО «Клуб Сыра»;
14. Масло селянское «Хуторок Селянский» ТМ «Рудь» ПАО «Житомирский маслозавод»;
15. Масло селянское ТМ «Ферма» ООО «Терра Фуд»;
16. Масло селянское ТМ «Простоквашино» ДП «Староконстантиновский молочный завод» по заказу ООО «Данон Днепр»;
17. Масло селянское ТМ «Добряна» ЧП «Рось» Филиал «Роменский молочный комбинат»;
18. Масло селянское ТМ «Белоцерковское» ЧП «Белоцерковская агропромышленная группа»;
19. Масло селянское Яготинское ТМ «Яготинское» ПАО «Яготинский маслозавод»;
20. Масло селянское ТМ «СЕЛЯНСКОЕ» фирмы «Люсфорф» в форме ООО;
21. Масло селянское ТМ «Вершок» ООО «Хмельницкий завод сухого обезжиренного молока «Молочный Визит».
На глаз определить натуральность сливочного масла невозможно. Все образцы проверялись в испытательной лаборатории пищевой и сельскохозяйственной продукции «Харьковстандартметрологии» в соответствии с требованиями ДСТУ ISO 3594−2001 «Жир молочный. Выявление растительного жира методом газожидкостной хроматографии стеринов».
Напомним, что с января 2016 года в Украине отменили обязательное использование более 13 тысяч различных государственных стандартов (ГОСТов, которые на упаковках продуктов питания обозначаются на украинском языке как ДСТУ). Многие из них устарели. Но, как пояснили «ФАКТАМ» в «Харьковстандартметрологии», некоторые ГОСТы, в том числе и на молочную продукцию, по-прежнему обязательны к соблюдению.
Так, в Украине требования к качеству сливочного масла регламентированы национальным стандартом ДСТУ 4399:2005 «Масло сливочное. Технические условия», согласно которому этот продукт должен производиться только из коровьего молока и (или) продуктов его переработки. Имеются в виду сливки, сухое молоко, масленка. То есть сливочное масло с пометкой ДСТУ 4399:2005 должно содержать только молочный жир без каких-нибудь растительных добавок. Допускается использование закваски для кислосливочного масла, соли для соленого масла, а также бета-каротина для подкрашивания.
Тем не менее некоторые производители заменяют молочный жир пальмовым, кокосовым маслами или смесями растительных жиров. В таких случаях продукт называется спредом или маргарином.
По результатам испытаний установлено, что семь из 21 образца исследованной продукции, то есть треть, содержали растительные жиры. Среди нарушителей, по данным пресс-службы «Харьковстандартметрология», оказались такие молокосодержащие продукты:
Такую продукцию не имеют права называть маслом — это грубая фальсификация и введение потребителя в заблуждение, утверждают в «Харьковстандартметрологии». Помимо ГОСТов, есть Закон Украины «О молоке и молочных продуктах», запрещающий использование жиров и белков немолочного происхождения при производстве традиционных молочных продуктов, в том числе, сливочного масла. Запрещено использование названия молочных продуктов в названиях и торговых марках продуктов, которые производятся с использованием сырья немолочного происхождения.
— Экспертизу сливочного масла мы проводим не впервые, — рассказал генеральный директор «Харьковстандартметрологии» Владимир Величко. — По результатам предыдущей экспертизы также были установлены фальсификаты. Это «масло» торговых марок «Сливочная долина» и «Румо», которые и сейчас оказались в нарушителях. То есть, к сожалению, можно говорить о системном нарушении. Недобросовестные производители пытаются получать прибыль за счет нас — потребителей, ведь стоить подобная продукция должна меньше, чем натуральное масло. Продукты, содержащие смесь животных и растительных жиров, можно отнести к группе спредов. Основное отличие спреда от сливочного масла — это присутствие растительных жиров в различных пропорциях. Спред применяют для бутербродов, так как он менее калориен, чем сливочное масло. Покупая спред, потребитель должен четко понимать, из чего сделан продукт.
На заметку потребителю
Масло не может стоить дешево. На изготовление одного килограмма качественного сливочного масла необходимо около 30 литров молока.
В магазине масло должно храниться при температуре не выше 6 °C. Обращайте внимание на термометры на прилавках. На вертикальных полках они обычно установлены сбоку, на горизонтальных — ближе к краю. Если температура не соответствует условиям хранения, такой продукт лучше не покупать.
Отдавайте предпочтение продукту, который упакован в алюминиевую фольгу, а не в пергамент. На свету масло желтеет, теряя витамин А, упаковка из фольги препятствует этому процессу.
Перед покупкой проверяйте масло, слегка надавив на упаковку. Если продукт натуральный, брусок не промнется под пальцами.
Внимательно изучайте этикетку. Название должно быть четким: «Масло сладкосливочное экстра», «Масло сладкосливочное селянское» или «Масло сладкосливочное бутербродное», а не «Маселко», «Маслице» или «СуперГОСт». В состав натурального масла входят только сливки или продукты переработки коровьего молока. Дата изготовления, условия и срок хранения, нормативный документ, название и адрес производителя, как и другая информация, должны быть указаны четко, в доступной для восприятия форме.
Добросовестные производители, которые заботятся о качестве продукции и уважают потребителей, не будут скрывать информацию, печатая ее слишком мелким шрифтом в маркировке или ставя нечеткий оттиск штампа.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко,"ФАКТЫ»