Украина

Начальник жилкоминспекции Киевской горадминистрации Станислав Москалевский: "Мы добились возврата киевлянам 3,5 миллиона гривен"

6:00 — 16 февраля 2016 eye 982

Специалисты жилищно-коммунальной инспекции говорят, что коммунальные службы нужно постоянно контролировать, и помогают решать проблемы горожан

У работников жилищно-коммунальной инспекции, созданной прошлым летом в структуре столичной горгосадминистрации, январь и февраль выдались самыми трудными месяцами. Зимой всегда больше проблем, чем летом, говорят инспекторы: лопаются трубы, протекают крыши, много неубранного снега. Специалисты на конкретных примерах показали «ФАКТАМ», как можно решить самые сложные проблемы.

— За время, что мы работаем, добились возврата киевлянам 3,5 миллиона гривен, — говорит начальник жилищно-коммунальной инспекции столичной горгос­администрации Станислав Москалевский. — Эти деньги люди переплатили по вине коммунальных служб. В январе 2016 года, например, лишних 100 тысяч гривен жэки Соломенского, Днепровского, Оболонского районов насчитали жильцам тех домов, где по два месяца не работали лифты. Теперь эти средства людям вернут. А лифты уже починили. В доме № 4 на улице Академика Навашина долгое время не было горячей воды, и это зимой! Все жалобы оставались без ответа. Когда вмешались мы, мастера «Киевэнерго» быстро починили и автоматику, и насосное оборудование. Последствия проверок для работников жилищно-эксплуатационных организаций были разные — увольнения, админнаказания, выговоры. В общем, практика показывает, что коммунальные службы нужно постоянно контролировать.

— Много ли инспекторов работает в городе?

— Пять. Это профессионалы, и они постоянно проводят проверки. Есть также 300 добровольных помощников. Набор волонтеров продолжается. Мы хотели бы и вполне могли бы обучить и организовать работу трех-пяти тысяч волонтеров. Потому что существует масса вопросов, которые добровольные помощники способны сами быстро решить.

— Как стать волонтером?

— Чтобы стать общественным инспектором, нужно заполнить анкету и отправить ее по нашему электронному адресу. Мы высылаем небольшое задание и инструкцию для потребителей жилищно-коммунальных услуг и предлагаем описать ситуацию, где в его доме или жэке нарушаются права потребителей. Просим обращать внимание на такие вещи, как недогрев воды, холодные батареи, перебои с водоснабжением и в работе лифтов, неубранная территория, парадные и разрытые после ремонта коммуникаций траншеи. Затем вместе с инспекторами наши будущие волонтеры составляют акты проверки, вызывают работников жэка или управляющей компании. То есть по ходу дела учатся. А дальше — либо нарушение устраняют, либо мы начинаем служебное расследование.

Бывает, решив проблему у себя в доме, добровольные помощники прерывают с нами контакты и обращаются снова по мере поступления новых проблем. Это нормально. Ведь волонтер не должен быть на посту ежедневно по восемь часов. Для желающих проводим тренинги, как и где заметить нарушения. Объясняем, как работает система ЖКХ, как составлять акты о нарушениях. Среди волонтеров есть очень хорошо подготовленные специалисты, бывшие работники коммунальной сферы, руководители ОСМД, ЖСК и органов самоорганизации населения.

Приходят к нам и люди, нуждающиеся в помощи. Они не знают нормативно-правовых актов, своих потребительских прав. Например, за какое время должны прибыть и устранить последствия работники аварийной службы, если подвал дома заливают канализационные стоки. Таких случаев в Киеве сейчас предостаточно. Кстати, аварийная бригада должна приехать безотлагательно, а устранить последствия — за сутки.

Бывает, жильцы хотят узнать, как получить перерасчет квартплаты из-за неработающего лифта. Масса обращений по поводу централизованного отопления и недогрева воды, потому что услуги эти стоят дорого, а платить за холод в квартире никто не обязан. Проводим с людьми инструктаж.

Часто нашим помощникам или просто киевлянам необходим сертифицированный термометр, чтобы измерить температуру воздуха в квартире и составить акт-претензию к «Киевэнерго». Обычный градусник для этого не подходит. По правилам на такую процедуру должны выезжать представители «Киевэнерго». Но они не очень-то спешат и могут появиться через неделю-две. Поэтому наши инспекторы выезжают на помощь горожанам. Особенно часто — к пожилым людям, которые вообще не знают, с какой стороны подступить к делу.

Когда были снегопады, активность добровольных помощников повысилась. Они отслеживали, где в межквартальных проездах не убирают снег, а мы составляли акты на «отличившихся» коммунальщиков. Больше всего «героев» оказалось в Шевченковском и Днепровском районах. Возникают проблемы с зонами ответственности ОСМД и ЖСК, частных жэков. С ними приходится работать через районные отделы по благоустройству, потому что наша инспекция — орган внутреннего контроля коммунальных служб. Чтобы влиять на частные структуры, нужно вносить изменения в законодательство. И мы над этим работаем. Пока же сложно заставить частников ответственно относиться к своим обязанностям.

— Люди в Киеве, на ваш взгляд, стали более социально активными?

— Да, если сравнивать с тем, что было еще пять лет назад. Сейчас многие стараются брать дело в свои руки. Активно действуют органы самоорганизации населения в микрорайонах, их сейчас 132. Они и следят за своими жэками, стараются развивать и контролировать территории. Но хотелось бы, чтобы горожане были больше осведомлены о своих правах. И такие знания есть где получить. Вот хотя бы прочитать на сайте горгосадминистрации (kievcity.gov.ua) рубрику «Памятки» — «Жилищно-коммунальные услуги». Это самый полный сборник материалов по нашей тематике. Мы тоже хотим открыть свой сайт, но пока все вместе активно ведем в «Фейсбуке» страницу «Управління (інспекція) самоврядного контролю», отвечаем на многочисленные вопросы киевлян, даем разъяснения.

В связи с тем, что в городе массово ставят в домах теплосчетчики, а услуги на отопление обходятся дорого, горожане хотят активно контролировать ежемесячное снятие показаний и начисление платы. Участвовать в этом процессе легко. Нужно прислать нам письмо со своими данными на электронный адрес isk2015@ukr.net и мы организуем постоянный контакт с тепловиками и работниками жэка для снятия показаний счетчика в вашем доме.

— На какие коммунальные компании вам чаще всего жалуются?

— Каждый месяц у нас в лидерах «Киевэнерго» и жилищно-эксплуатационные отделения. В прошлом году тепловиков заставили пересчитать около трех миллионов гривен в пользу потребителей. Получилось так, что счетчики тепла в нескольких домах были установлены, но расчеты с жильцами по их показаниям начали вести с опозданием на два месяца. Или, например, на улице Северной в доме № 6 сломался узел учета. Его вовремя не починили, а платежи выставляли по норме — 16,14 гривни за квадратный метр площади. Это неправильно. Нужно было начислить плату по показателям аналогичного периода за предыдущий год. «Киевэнерго» претензию приняло и в феврале сделает перерасчет жильцам на 150 тысяч гривен.

Мы помогаем людям составить судебные иски. В январе были случаи размораживания систем централизованного отопления на чердаках в нескольких домах. Вода залила по пять—десять квартир. Срочно были нужны значительные средства на ремонт систем. А еще требовалось заставить виновных компенсировать пострадавшим убытки. Исполнители услуг, естественно, в таких случаях всячески избегают ответственности. Жители обратились в инспекцию, мы им помогаем.

На жэки чаще всего жалуются из-за грязи в подъездах, крыс, блох и комаров. А недавно принимали участие в выселении из подвала 15 человек, которые незаконно жили там многие годы с разрешения начальника жэка. Поэтому для нас всех оптимально было бы иметь отряд волонтеров, постоянно отслеживающих ситуацию на своем участке.