История 56-летнего жителя села Великий Тростянец, восстановившегося благодаря своему упорству, доказывает, что активная жизнь после инсульта, одной из причин которого стал банальный остеохондроз, возможна
До сорока девяти лет Николай Васильевич Нос, житель села Великий Тростянец, что в нескольких километрах от Полтавы, не знал дороги к докторам. Но 16 декабря 2009 года ему вдруг стало плохо за рулем грузового автомобиля.
— Я только начал выезжать с овощной базы, где работал, как вдруг все «поплыло» перед глазами, — вспоминает Николай Васильевич. — Успел остановить машину, начал сигналить, но ко мне никто не подходил. Хотел вылезти из кабины — не могу. Из последних сил достал мобильный телефон и набрал номер кладовщицы, который был записан первым. «Мне плохо, я стою во дворе», — успел сказать ей заплетающимся языком и отключился.
Врачи определили, что у Николая Васильевича случился ишемический вертебро-базилярный инсульт, при котором нарушается микроциркуляция в одном из отделов головного мозга. Вследствие этого человек ощущает постоянное головокружение, тошноту, шум в голове, ушах, у него появляется шаткость при ходьбе, страдает координация движений.
— Первые несколько дней я вообще не разговаривал, — рассказывает мужчина. — Не мог ни встать, ни даже пошевелить руками-ногами. Вокруг меня копошилось много людей, но я узнавал только жену, да и то видел ее словно в тумане. «Еще неизвестно, как будет лучше…» — произнес однажды доктор у моей кровати, видимо, подготавливая супругу к худшему. И эта фраза будто разбудила меня. Я, как мог, показал врачу неприличный жест. «О, будет жить!» — рассмеялся он. Правда, в первые два года после перенесенного инсульта из-за постоянного головокружения я перебил дома почти всю посуду. Брал чашку, а она выпадала из рук. Но я не сдался. Нашел врачей, которые правильно подобрали лечение, включающее как препараты, так и специальный массаж. А занятия плаванием под руководством тренера меня полностью изменили.
Из стационара Николая Васильевича сыновья буквально принесли домой, держа под обе руки. Тогда он надеялся, что худшее миновало. Мужчина даже представить не мог, насколько трудным будет восстановление.
— У меня несколько раз возникало желание свести счеты с жизнью, — сознается мой собеседник. — Не хотелось быть обузой для семьи. Выяснилось, что инсульт у меня… незавершенный. Поэтому он возвращался ко мне снова и снова. Медики называют это транзиторно-ишемическими атаками. За первый год «скорая» отвозила меня в больницу ни живым ни мертвым раз шесть. Бывало, ложусь на кровать, переворачиваюсь, и тут же теряю сознание. Прихожу в себя уже на больничной койке. Меня начали обследовать, чтобы найти причину этих атак. Из Полтавы направили в столичный Институт нейрохирургии. Там и узнал о врожденной особенности сосудов головного мозга, которая могла спровоцировать инсульт моего типа. Такая аномалия, кстати, встречается у десяти процентов населения планеты. Но все же в моем случае к инсульту привело сдавление позвоночной артерии на уровне шейных позвонков. То есть банальный остеохондроз, на который большинство из нас не обращает внимания.
Николая Васильевича лечили в неврологических отделениях едва ли не всех больниц, которые есть в Полтаве. Ему прописывали таблетки, вводили внутривенные растворы, делали физиопроцедуры. А эффекта не было. «Хочется помочь, но не знаем, как», — говорили врачи, пока не была найдена причина заболевания.
— А мне так хотелось выжить! — на лице моего собеседника появляется широкая улыбка. — Я консультировался со многими специалистами — искал того человека, который меня спасет. К счастью, встретил сразу двоих: врача-невролога Руслана Бондаренко и его коллегу Виталия Нетребовского (сейчас он находится в зоне АТО) из больницы управления Министерства внутренних дел в Полтавской области. Руслан Бондаренко, кроме медикаментозного лечения, делал мне массаж шейно-воротниковой зоны позвоночника, научил специальным упражнениям, улучшающим подвижность и микроциркуляцию в шейном отделе. По рекомендации врача я некоторое время носил специальный фиксирующий воротник «Шанса», приобрел себе низкую ортопедическую подушку, чтобы во время сна голова не запрокидывалась… А Виталий Нетребовский натолкнул на мысль, что нужно отходить от традиционного лечения. В частности, порекомендовал вместо приема сеансов магнитотерапии попробовать апитерапию (лечение пчелиными укусами). Этот природный метод хорошо воздействует на нервную и сосудистую системы, повышает иммунитет. Попробовал — стало лучше. Я ведь всю жизнь пасеку держу. Моя супруга Тамара Николаевна начала потихоньку с помощью пчелок меня на ноги ставить. И я пошел… еще дальше: оборудовал на пасеке домик для отдыха. Кладу на ульи доски, ложусь сверху и часа на два-три засыпаю безмятежным сном. Пчелы гудят — снимают нервное напряжение. Лучше дышится, проходят головные боли, давление стабилизируется…
Виталий Нетребовский дал Николаю Васильевичу еще один ценный совет — заняться плаванием. Ведь плавание помогает разгрузить позвоночник и укрепить фиксирующие его мышцы. И теперь мужчина говорит, что вода держит его на свете. Здоровье улучшилось, появилась радость в жизни. Недавно дождался рождения внучки.
…В лечебный бассейн 4-й городской поликлиники Полтавы Николай Нос пять лет тому назад пришел, шатаясь из стороны в сторону и хромая на обе ноги. Чтобы удерживать равновесие, мужчине приходилось широко расставлять руки. Палочка в его случае не помогала. Постепенно благодаря напряженным занятиям походка нормализовалась.
*Тренер по плаванию Виктория Ярошенко: «Николай Васильевич с первых же занятий проявил волю к победе, и теперь чувствует себя уверенно как в воде, так и на земле»
— Исчезли ишемические атаки?
— Они стали «посещать» меня гораздо реже и проявляются не так резко, как бывало. Во всяком случае, обходится без вызова «скорых». К тому же я уверенно держусь на ногах. Только иногда жена замечает, что у меня немного меняется походка. Да вот еще на перемену погоды начинают ныть рука и нога. Медики говорят, это остаточные явления перенесенного инсульта.
— И от таблеток, может быть, отказались?
— Два раза в год, как и рекомендуют врачи, ложусь в больницу. Там меня обследуют, лечат, а в перерывах между этими курсами принимаю самую малость препаратов — три наиболее важные. Увы, теперь я вынужден поддерживать себя медикаментами. Но если бы не начал заниматься плаванием, не знаю, в каком бы состоянии сейчас находился.
Пять последних лет Николай Нос дважды в неделю добирается из своего Великого Тростянца, что в десяти километрах от Полтавы, на тренировки в лечебный бассейн 4-й городской поликлиники. До этого мужчина долго искал своего инструктора и нашел Викторию Ярошенко, имеющую 30-летний опыт работы с инвалидами.
— Я увидела очень целеустремленного, терпеливого и настойчивого мужчину, который хочет жить активной жизнью, — рассказывает Виктория Ярошенко. — За долгие годы работы многое повидала. Случалось, приносили сюда людей на одеялах, привозили на инвалидных колясках. Если они не могли самостоятельно плавать, мы их сначала опускали на специальных подъемниках в воду, чтобы сделать подводное вытяжение позвоночника и таким образом освободить зажатые сосуды и нервы. Парализованные постепенно выкарабкивались, начинали ходить. А бывает, люди не желают заниматься, раз-два показались в бассейне и забрасывают реабилитацию. Николай Васильевич сразу же проявил, как говорят спортсмены, волю к победе. Наш врач по лечебной физкультуре Ростислав Григорьевич Павленко разработал для него индивидуальный комплекс упражнений, направленных на общее укрепление организма. Каждое занятие длится по сорок пять минут. Гимнастика в воде — лучший способ восстановить микроциркуляцию крови, «оживить» суставы, укрепить мышцы спины, поставить правильное дыхание…
— Это только кажется, что заниматься плаванием в бассейне легко, — продолжает Николай Нос. — На самом деле, тут существует очень много нюансов, о которых большинство перенесших инсульт не знает. Например, при плавании полагается держать голову опущенной в воду, чтобы не раздражать позвоночную артерию на уровне шейного отдела позвоночника. Очень многое зависит от инструктора, который дает нагрузку в зависимости от состояния здоровья каждого, постепенно меняет ее. Самостоятельно этого не освоить. Я очень благодарен и Виктории Ярошенко, и Ростиславу Павленко, которые поддержали меня морально. Они мне с самого начала сказали: «Все зависит от тебя. Как будешь заниматься, так будешь и поправляться».
Кстати, я теперь и на речке выполняю упражнения, которым обучился в бассейне. В закрытое помещение перебираюсь уже тогда, когда на улице становится холодно.
Купальный сезон в речке Ворскла, протекающей возле Великого Тростянца, Николай Нос начинает в мае и заканчивает в октябре. Если вода прохладная, облачается в гидрокостюм, чтобы чувствовать себя комфортно. Сначала делал заплывы на 500 метров, потом — на один километр, сейчас легко преодолевает два километра. Старается не пропускать ни одного дня. Летом, бывает, и дважды в день ездит на речку на собственном автомобиле.
Надо заметить, что Николай Васильевич уже давно уверенно водит автомобиль. Врачи, к которым он когда-то обращался за помощью, только удивляются, узнав об этом.
— Да я и дома делаю все, что положено, себя не жалею, — бодро заявляет Николай Нос. — Надо постоянно давать нагрузку организму, чтобы он не расслаблялся. Если лежать и ждать, что тебя пожалеют, то дорога будет одна — на кладбище.
После инсульта Николай Васильевич очень хотел жить полноценной жизнью. И доказал, что это возможно, если заняться здоровьем всерьез.