Происшествия

«я сказал супруге: «слушай, зачем стараться? Они там уже распределили все места и премии»

0:00 — 18 августа 2009 eye 617

Семидесятидвухлетний симферополец Гарольд Бодыкин, прежде не участвовавший в конкурсах, лишь по настоянию жены написал пьесу «Красная свитка» — и занял первое место в престижном конкурсе «Коронация слова-2009». Постановкой этой пьесы уже заинтересовались несколько украинских театров

«Красная свитка» — пьеса на гоголевскую тематику. Когда Гарольд Михайлович Бодыкин и его супруга Светлана Антоновна рассказывают предысторию ее появления, поневоле думаешь: там, где Гоголь, без мистики не обходится!

«Несколько лет назад я вдруг начала собирать материалы о Николае Гоголе… »

- Тема пьесы определилась не в связи с тем, что в этом году отмечают 200-летний юбилей Николая Гоголя. Все началось намного раньше, причем неожиданно, — говорит Светлана Бодыкина, руководитель литературной части Крымского украинского театра драмы и музыкальной комедии.  — Несколько лет назад я вдруг начала собирать материалы о Гоголе, точнее, они сами попадались мне на глаза: то иллюстрации к его произведениям, то газетные и журнальные статьи о малоизвестных фактах жизни писателя, книги о нем конца XIX — начала XX века, труды довоенного периода. У меня было такое чувство, что я просто обязана собирать эти материалы. Подобное со мной уже случалось прежде. Например, меня несколько лет «преследовала» Айседора Дункан. И вот однажды приезжаю с театром на гастроли в Керчь, вхожу в букинистический магазин, и передо мной… книга моей мечты — огромный альбом об Айседоре Дункан. Я онемела! В результате сделала самостоятельный спектакль о великой танцовщице. Для всех это был сюрприз.

Точно таким же сюрпризом стали для Гарольда Михайловича собранные супругой материалы о Николае Гоголе, которые она, ничего не говоря, положила ему на стол. И уже полной неожиданностью оказался текст водевиля «Простак, або Хитрощў, перехитренў москалем» — единственной пьесы, уцелевшей из всего творческого наследия отца великого писателя Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского. Как признает Гарольд Бодыкин, именно знакомство с этой пьесой дало ему возможность рассказать в «Красной свитке» об отце Николая Гоголя не только как об одном из самых талантливых украинских драматургов своего времени, оказавшем огромное влияние на сына, но и найти объяснение некоторым странностям и нервным расстройствам Николая Васильевича. Бодыкин даже не знал, что у Василия Гоголя существует такая пьеса. Но супруга нашла ее…

Как рассказывает Светлана Антоновна, точно так же, случайно, к ней пришла и информация о литературном конкурсе «Коронация слова». Просматривая газету «Друг читача», которую, кстати, в Симферополе можно найти только в одной библиотеке, она наткнулась на заметку о прошлогодней победительнице этого конкурса в номинации «Проза» Марии Матиос.

- А перед этим я прочитала ее «Солодку Дарусю» и «Майже нiколи не навпаки», была под большим впечатлением от них, долгое время не могла взять в руки какую-либо другую книгу, — признается Светлана Антоновна.  — И к тому, что именно Мария Матиос была удостоена первой премии в «Коронации слова», отнеслась как к совершеннейшей справедливости. Я подумала, что объективная оценка на некоторых конкурсах все-таки возможна.

«Безусловно, я получаю удовольствие от творчества. Но хотелось, чтобы мой труд увенчался каким-то успехом»

Тем не менее к идее супруги написать пьесу о Николае Гоголе и поучаствовать в конкурсе Гарольд Михайлович поначалу отнесся с большой долей скептицизма.

- Дело в том, что я начал писать пьесы очень давно, первую сочинил еще в 1960 году, — говорит он, — только закончил институт и работал в театре. Однажды коллега-актер написал пьесу, она мне не понравилась, я возьми и скажи: «Я за две недели лучше напишу». Актеры, присутствовавшие при этом разговоре, засмеялись. Через полторы недели я принес свою пьесу, и она сразу пошла в Мариупольском театре. Таким образом, я изменил и свою судьбу — меня пригласили в этот театр, и я из актера превратился в «литературную часть» театра. (Смеется). Поэтому хорошо знаю изнанку литературной жизни.

- Вы написали 27 пьес, и большинство театров Украины в разные годы осуществили их постановку. Вашим соавтором был даже Валентин Пикуль, хотя, как известно, склонить его к такому мало кому удавалось.

- Но при всем этом каждую из 27 пьес приходилось по пять-шесть раз переписывать, изменять, каждую курочили редакторы. Причем один редактирует — одно говорит, потом, согласно положению, пьесу дают другому рецензенту, и через месяц-два он выдает уже совершенно противоположную оценку и действующим лицам, и тексту. О том, чтобы в пьесе выплеснуть свою душу, в то время даже речи не могло быть! И в процессе работы, кроме вдохновения, приходилось всегда задаваться вопросом: а будет ли это поставлено? Безусловно, я получаю удовольствие от творчества. Но хотелось, чтобы мой труд увенчался каким-то успехом. И тут, представьте себе, супруга мне говорит, что объявили конкурс, предлагает написать пьесу. Я сказал ей: «Слушай, они там уже распределили все места и премии. Нет смысла… » А то, что будут рассматривать произведения под псевдонимами, это — своеобразный камуфляж, думал я. В конце концов, кто автор, на конверте указано. Но она меня «терроризировала» целых два месяца. (Улыбается. )

«Если есть награда, которой могло и не быть, значит, все пошло по линии одобрения»

- Когда узнали о своей победе?

- Я был в Санкт-Петербурге, ездил к внуку на выпускной. Уже взял билеты на Симферополь, и вдруг жена звонит и говорит: «Тебя вызывают в Киев». Мы с ней встретились там за два часа до церемонии награждения.

Мне потом рассказали, как все происходит. Получают произведение, вынимают его из конверта, где указано настоящее имя автора, а дальше все идет под псевдонимом (мой — Мыхайло Пысарь). Раздают сочинение 13 членам жюри. Причем они не знают друг друга, им заплатили деньги за рецензию и требуют, чтобы все оставалось в тайне. Каждый член жюри оценивает произведение конкурсанта соответствующим числом баллов, потом их суммируют, и таким образом, еще не зная, кто автор, определяется победитель. И только за день до церемонии награждения достаются конверты с подлинными именами конкурсантов.

- Этот конкурс замечателен еще и тем, что открывает много талантливых людей из глубинки. Они бы никогда не получили признания, если бы не было такой объективности, — подтверждает Светлана Бодыкина.  — Помню конкурсантку, замечательную девушку из села, которая, случайно узнав, что проводится конкурс, послала на него свои стихи. И получила вторую премию. Представляете, жительница маленькой деревни, которая до этого никуда не выезжала, и вдруг она выходит на сцену театра в бальном платье, просто королева, и говорит: я хочу сделать вам всем подарок. Достает сопилку и начинает играть. Оказывается, музыку она тоже написала сама. Потом в антракте все бежали к этой девушке, хотели с ней сфотографироваться.

- Известно, что со многими режиссерами и актерами, которые «соприкасались» с Гоголем, случались всякие мистические вещи. С вами такого не было? — спрашиваю напоследок у Гарольда Бодыкина.

- Да, Николай Васильевич входит в число «опасных» авторов, — соглашаются супруги, — и «свитка» в пьесе — тоже олицетворение темной силы. Но, наверное, произошло обратное — есть награда, которой могло и не быть. Значит, все пошло не по линии, если хотите, расправы с тем, кто к Гоголю прикасался, а по линии одобрения.

Пьеса «Красная свитка» в ближайшее время будет опубликована в литературно-художественном журнале «Брега Тавриды». Ее постановкой уже заинтересовались несколько украинских театров.

Написать отзыв о статье