Таксисты угрожают общенациональной забастовкой и блокированием правительственного квартала в Киеве, если не будут созданы равные и конкурентные условия на рынке
Киевляне, часто пользующиеся услугами такси, давно усвоили: вызывать машину в ливень или снегопад (то есть когда она нужнее всего) — зря тратить время. Водители часто отказываются выезжать на слишком короткие, с их точки зрения, маршруты, подавать авто в частный сектор или глухие переулки. Правда, обещанные диспетчеру десять—двадцать гривен сверх таксы иногда помогают исправить ситуацию. Такси может опоздать, а водитель — нахамить или устроить пассажиру пытку, включив в салоне радио «Шансон». А манера езды некоторых таксистов, подрезающих другие авто на дороге, давно стала притчей во языцех. Так бывает всегда, когда на рынке существует слабая конкуренция.
На прошлой неделе в Киеве перед зданием столичной мэрии несколько десятков таксистов провели митинг. «ФАКТЫ» разбирались, почему они так категорично настроены против сервиса Uber и что он сулит пользователям услуг такси.
Организаторами митинга выступили Украинская таксомоторная ассоциация и профсоюз таксистов. По словам главы таксомоторной ассоциации Андрея Антонюка, на митинг вышли именно легальные службы такси, которые занимают не больше 5—10 процентов общего рынка. Они требуют от киевской власти признать такси общественным транспортом, оборудовать легальные парковки в аэропортах и на железнодорожных вокзалах, обеспечить безопасность водителям и решить вопрос с нелегальными перевозчиками, из-за которых легальные, приносящие доход бюджету, несут убытки. Законопроект, который мог бы удовлетворить требования таксистов, уже два года безуспешно пытается рассмотреть Верховная Рада.
— За день мы перевозим сотни тысяч киевлян и гостей столицы, — говорит Андрей Антонюк. — Мы платим налоги, но не чувствуем себя в городе комфортно. Реформ нет. Мы молчали, когда власть нас не замечала. Но сейчас тянут в Киев иностранную компанию. Мы не против любой иностранной компании, но хотим, чтобы она уважала украинские законы и работала по этим законам. Только в таком случае мы готовы с ними конкурировать.
Глава профсоюза таксистов Василий Попик утверждает, что таксисты требуют создать равные условия работы на рынке таксомоторных перевозок и прозрачно внедрять новый сервис. Соответствующий документ уже находится в Верховной Раде. По словам главы профсоюза, если до 10 марта не создадут вместе с перевозчиками рабочую группу по наработке закона, то будет созван всеукраинский съезд таксистов, где примут решение об общенациональной забастовке.
Организаторы акции обещают созвать в Киев таксистов из всех украинских городов и заблокировать правительственный квартал.
— Новый сервис (Uber. — Ред.) не просто демпингует, он ни за что не отвечает, — заявил Василий Попик. — Для него не существует правил, и он ни за что не несет ответственность, в том числе и за безопасность пассажира. Сегодня на рынке такси и так полный беспредел: таксовать может практически любой, а «служба такси» — это зачастую просто компьютер на кухне. И теперь к этому беспределу мэр хочет добавить еще и Uber, который добьет легальную службу такси.
На прошедший в столице митинг таксистов отреагировал и главный его «виновник» — Uber. Позицию сервиса озвучила менеджер по коммуникациям Uber Евгения Шипова: «Uber поддерживает конкуренцию, и мы считаем, что она идет на пользу потребителю, заставляя игроков двигаться вперед, делать сервис еще более доступным, надежным и безопасным. От этого выигрывают и пользователи, и водители, которые получают еще один источник дополнительного заработка, и город — за счет налоговых поступлений. Uber значительно уменьшает загруженность дорог и количество пробок».
По утверждению Евгении Шиповой, этот сервис будет работать в соответствии с местным законодательством: «Uber в Украине будет сотрудничать только с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими необходимые документы для осуществления своей деятельности, в том числе лицензии. Uber в Украине будет представлен местным юридическим лицом и будет управляться командой местных специалистов. Оплата проезда происходит по безналичному расчету. А ведь нет ничего более прозрачного и контролируемого, подотчетного, чем безнал. Деньги, которые перечисляются водителям, становятся частью местной экономики и дополнительным источником для налоговых поступлений городов и стран, где работает Uber. Все идет в местные бюджеты. Официальные условия Uber в Украине — тарифы и условия сотрудничества с водителями-партнерами, будут объявлены в день запуска сервиса». Дату запуска нового сервиса Евгения Шипова не назвала, но, по неофициальным источникам, она запланирована на март текущего года.
Напомним, «ФАКТЫ» уже сообщали о том, что в этом году Uber должен появиться в нашей стране. Сначала его собираются запустить в Киеве, а в дальнейшем — во Львове, Харькове, Днепропетровске и Одессе.
Сервис Uber представляет собой специальное приложение, которое любой желающий может скачать на свой гаджет (персональный компьютер, смартфон, планшет). При этом необходимо зарегистрироваться и подключить личную банковскую карту, поскольку работа компании основана исключительно на безналичном расчете. Сервис берет с водителя комиссию со стоимости поездки — около 20 процентов.
На встроенной в приложении карте клиент видит такси, которые находятся поблизости. При этом он может выбрать категорию авто (от недорогого до премиум-класса) и водителя. Приложение позволяет увидеть реальное изображение такси и его водителя, которых выбирает заказчик. Если, к примеру, машина и ее пилот чем-то смутили клиента — без особых сложностей можно подобрать более привлекательное такси.
Во время вызова не нужно называть адрес, куда требуется подать автомобиль, так как GPS-устройство само подскажет таксисту координаты заказчика, а тот, в свою очередь, может отследить приближение машины по карте.
Важно и то, что все участники этого сервиса оцениваются по рейтингу: пользователи оценивают качество обслуживания, а шоферы ставят оценку клиенту. Водители и пассажиры с низким рейтингом в последующем блокируются.
Компания Uber была основана в 2009 году американцами, создавшими одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей в Сан-Франциско. Уже через два года онлайн-сервис не только охватил другие американские города, но и начал выходить на международный рынок. На сегодняшний день он работает в 300 городах 67 стран мира.
Впрочем, одновременно с мегапопулярностью у компании в последнее время появляются серьезные проблемы. Так, в июне 2015 года французские таксисты вышли на акции протеста против Uber. Были заблокированы дороги к аэропортам и вокзалам Парижа. После этого президент Франции Франсуа Олланд заявил, что сервис должен быть закрыт. Далее в противостояние с Uber включились таксисты Германии, Италии, Нидерландов и других стран.
Основная проблема Uber заключается в том, что этот сервис «убивает» легальные службы такси. Главным образом из-за того, что привлекает к работе водителей, не имеющих разрешений на ведение пассажирских перевозок. При том, что официальным таксистам приходится тратить большие деньги на получение лицензий.
В то же время, по мнению некоторых отечественных экспертов, если Uber таки запустят в Украине, это не принесет серьезных проблем большинству таксистов. Так, в частности, если верить словам менеджера по коммуникациям Uber Евгении Шиповой, водители сервиса должны будут иметь лицензии — это требование наверняка отсеет какое-то количество желающих подработать. К тому же использование разрешительной документации повышает стоимость оказываемых услуг, тогда как у нас в стране около 90 процентов такси работают без лицензий. При этом действующие службы такси берут с водителей за посредничество 10—15 процентов, а Uber собирается взимать 20. При таком подходе нельзя утверждать, что услуги нового сервиса окажутся дешевле нынешних.
Кроме того, большинство наших сограждан предпочитают наличный расчет безналичному, и это касается не только сферы такси. Поэтому новый сервис может не получить в Украине особой массовости. Повлияет на это и ограничение возраста используемых Uber автомобилей — до пяти лет.