На выставке «Территория идентичности», проходящей в Полтаве, представлены уникальные снимки, на которых запечатлены люди ушедшей эпохи
— Фотографии всегда путешествуют за своими хозяевами, — говорит один из учредителей галереи «Арт-линия» Евгений Аничин. — Некоторые из представленных фото мы с соавторами проекта Алексеем Петренко и Иваном Момотом разыскали в частных коллекциях в Харькове и в Полтаве, некоторые приобрели у зарубежных коллекционеров. В нашем городе мало что уцелело, ведь во время Великой Отечественной войны Полтава практически полностью была сожжена.
На выставке всего около сорока фотографий, сделанных в Полтавской губернии, — больше не поместилось. Это приблизительно треть того, что находится в фондах галереи. Остальное полтавчанам еще предстоит увидеть.
*Большинство представленных на выставке старинных фотографий отлично сохранились, поскольку были выполнены очень качественно
— В конце девятнадцатого — начале двадцатого века люди фотографировались очень редко, — рассказывает Евгений Аничин. — Это удовольствие тогда было не из дешевых. До революции 1917 года снимок стоил от одного рубля до двух. При этом основные продукты питания стоили копейки. Поэтому фотографирование было целым событием для простых граждан. У некоторых оно случалось всего раз в жизни. К съемке готовились задолго и основательно. Фотографа заказывали на дом либо шли в его ателье. Обязательно надевали праздничную одежду. Не удивительно, что основная масса дошедших до наших дней снимков — постановочные.
*Семейный портрет. Полтавщина, начало ХХ века
А вот фотографы обязаны были хранить негативы снимков и передавать их по первому требованию в полицейские участки. Существовал даже специальный указ, который обязывал владельцев фотоателье ставить в уголке снимка свои исходные данные, чтобы идентифицировать фотографировавшегося. С конца девятнадцатого века в Российской империи начали печатать карточки с фотографиями, которые были обязательными для государственных служащих. Это можно назвать введением элементов паспортной системы.
Организаторы выставки сознательно не стали акцентировать внимание посетителей на авторстве фотографий, однако имя Йозефа Хмелевского знатокам этого вида искусства говорит о многом. Поляк еврейского происхождения, перебравшийся из Санкт-Петербурга в Полтаву к родственникам своей жены, он как фотограф стал знаменит именно здесь. Его снимки с пейзажами Полтавской губернии и портреты местных жителей много раз удостаивались высших наград международных фотоконкурсов. Йозеф Хмелевский — один из признанных в мире классиков фотоискусства, создатель серии открыток «Виды и типы Малороссии», «Виды Полтавской губернии», «Виды Полтавы и ее окрестностей», ряда высокохудожественных подарочных альбомов.
*Этот женский портрет был сделан в ателье известного в Полтаве фотографа Йозефа Хмелевского
Копии трех работ Йозефа Хмелевского, представленных на выставке, являются ярким примером фотодокументалистики. На одном из его фото — групповой портрет интеллектуальной элиты Украины, собравшейся в Полтаве в 1903 году на открытие памятника Ивану Котляревскому. На нем запечатлены Леся Украинка, Олена Пчилка, Михаил Коцюбинский, поэт и драматург Владимир Самийленко, отец украинского национализма Николай Михновский… В Полтаве сохранилось всего два подлинника фотографии: один — в доме-музее Панаса Мирного, а другой — в частной коллекции соавтора выставки Алексея Петренко.
— Вам много пришлось потрудиться, чтобы реставрировать старинные фотоработы? — спрашиваю Евгения Аничина.
— Большинство из них отлично сохранились, поскольку были выполнены очень качественно, — отвечает он. — Лишь на некоторых довелось сделать компьютерную обработку трещин.