Заболевший свиным гриппом 60-летний житель Полтавской области 17 суток провел в реанимации, балансируя между жизнью и смертью. Опасный вирус поразил также его супругу и сына. К счастью, лечение дало положительный результат
Так совпало, что в тот день, когда в Украине официально объявили о завершении эпидемии гриппа, унесшего 346 жизней, пенсионер из райцентра Карловка Полтавской области Александр Радчук выписался из отделения пульмонологии областной клинической больницы, где его лечили от последствий этого заболевания. Перед этим 60-летний мужчина семнадцать суток провел в реанимации областной «инфекционки». А пролежал он на больничных койках почти месяц.
— По району прошел слух, будто я умер от свиного гриппа, — улыбается Александр Радчук. — До сих пор знакомые звонят и удивляются, что разговаривают с живым. Повторяю всем: «Умереть — не проблема, а чтобы выжить, нужно здоровье и много денег».
Легкое недомогание Александр Сергеевич почувствовал, вернувшись домой с работы. Измерил температуру — 37,5. Когда она подскочила выше 38-ми, начал принимать противовирусные препараты и антибиотики. Полагал, что лечение начал вовремя и через несколько дней все пройдет. Действительно, к утру температура снизилась, но в целях профилактики мужчина еще три дня практически не вылезал из постели. Пил лекарства, давал препараты и жене с сыном, которые тоже начали температурить. Однако у мужчины появились сильная одышка и надрывный кашель, а в мокроте он заметил кровь.
— Я грешил на то, что от непроходящего натужного кашля мог лопнуть сосуд в бронхах или легких, — рассказывает Александр Радчук. — На всякий случай решил провериться в больнице. Врач-рентгенолог по снимку определила, что у меня двустороннее воспаление легких, и посоветовала обратиться в инфекционное отделение. Пока оформлялся в стационар, ждал осмотра врача, мое состояние начало стремительно ухудшаться. Мне не хватало воздуха, я буквально задыхался. Оказалось, наполняемость легких кислородом была очень слабой. Меня подключили к аппарату искусственного дыхания, однако это не решило проблему. Под вечер собрался консилиум врачей, и меня срочно на реанимационной «скорой» доставили в областную инфекционную больницу. Когда я рассказал врачам о том, что моя семья тоже болеет, бригада другой «скорой» забрала из дому жену и сына и привезла их в Полтаву вслед за мной. У них тоже диагностировали двустороннее воспаление легких. Состояние супруги было удовлетворительным, поэтому ее определили в общую палату, а мы с сыном Сашей загремели в реанимацию.
Что с ним происходило в первые несколько суток интенсивного лечения в специализированном учреждении, Александр Сергеевич помнит смутно, поскольку периодически впадал в забытье. Донимали кашель, головные боли, слабость во всем теле. Он не мог обходиться без кислородной маски. Ее снимали только тогда, когда приносили жиденькую пищу. Но аппетит у тяжелобольного отсутствовал напрочь.
*Заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии Полтавской областной больницы Сергей Ковтун демонстрирует силиконовую маску, которая 17 суток подавала кислород в легкие Александра Радчука
— Лишь на седьмые или восьмые сутки я почувствовал голод, — продолжает мой собеседник. — Тогда же утих и кашель. С тех пор уже не сомневался, что выживу. С каждым днем мне становилось все лучше. Однако из реанимации вышел лишь на восемнадцатые сутки. И только тогда узнал, что я перенес свиной грипп.
Александр Радчук показывает флюорографический снимок, сделанный в период лечения. Такое впечатление, что легкие на нем вообще отсутствуют — сплошное белое пятно.
— Что вы предприняли, чтобы спасти Александра Радчука и его сына?
— В существующих протоколах лечения респираторных заболеваний — гриппа и его осложнений — одним из важных назначений является кислородная терапия.
В случае с Радчуком-старшим мы готовы были подключить его к аппарату искусственного дыхания, поскольку он лавировал на грани между тяжелым и очень тяжелым состоянием. К счастью, состояние пациента удалось стабилизировать более щадящим методом — с помощью кислородной маски.
Александр Сергеевич просит назвать всех, кто боролся за его жизнь и жизни самых близких для него людей. Он очень благодарен заведующему отделением реанимации и интенсивной терапии Полтавской областной клинической инфекционной больницы Сергею Ковтуну и его подчиненным, врачам Карловской центральной районной больницы Александру Сиренко, Александру Кашеварову, Николаю Мясоеду.
— Я не сомневался, что медики нас спасут — видел, как они слаженно и профессионально действуют, — говорит Александр Радчук. — А основные материальные расходы легли на плечи дочери и зятя. Лечение трех человек от свиного гриппа стоило нашей семье свыше пятидесяти тысяч гривен. Но и это еще не конец. Сразу после выписки из пульмонологического отделения областной больницы, где меня еще десять дней восстанавливали после интенсивной терапии, я лег в кардиодиспансер. У меня давние проблемы с сердцем, приходится каждый год по два раза проходить курсы лечения в стационаре. Теперь всем говорю: гораздо дешевле сделать прививку от гриппа накануне эпидемии, нежели лечить его последствия.
— Все члены семьи Радчук относятся к группе риска — имеют хронические заболевания, — комментирует Лидия Войтенко. — В группе риска люди с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, проблемами сердечно-сосудистой системы, ожирением. Особенность вируса гриппа, А (H1N1) в том, что он «садится» на ворсинки органов верхних дыхательных путей и довольно быстро опускается на нижние, вызывая тотальную пневмонию и выраженную интоксикацию. Ослабленному организму сложно справляться с такой нагрузкой. Во время нынешней эпидемии от осложнений гриппа на Полтавщине умерло двое взрослых людей и один ребенок. Все относились к группе риска и не были привиты от гриппа.
— Эпидемия, к счастью, отступила, но, по прогнозам, ожидается еще одна волна гриппа. Нелишне напомнить меры предосторожности…
— При появлении первых симптомов инфекционного заболевания, не откладывая на завтра, нужно вызвать врача на дом. Не занимайтесь самолечением! Только специалист может прослушать, есть ли хрипы в легких, и назначить лечение. Чем быстрее это будет сделано, тем лучше.
Но проще предупредить заражение гриппом, сделав прививку за месяц-два до предполагаемой эпидемии. Это самая действенная защита. Цена вопроса сегодня — 112—118 гривен. А лечение пневмонии обходится в 12—18 тысяч. К сожалению, обеспечение медицинских учреждений необходимыми лекарствами недостаточное.
— Лидия Леонидовна, есть ли смысл делать прививку сейчас, после эпидемии?
— Людям с ослабленным иммунитетом это будет нелишним, поскольку ожидается вторая волна гриппа. У привитых людей, даже если они «цепляют» вирус, заболевание протекает гораздо легче.
Традиционно вакцинация начинается за пару месяцев до предполагаемого всплеска инфекционных заболеваний. Вакцины на следующий сезон всегда актуальны и содержат необходимый набор вирусов.
Опыт показывает, что после эпидемий люди начинают массово делать прививки, опасаясь заразиться в следующем сезоне. И тогда количество заболевших гриппом снижается. Но проходит два-три года, все забывают об эпидемии, и вновь регистрируется всплеск заболевания. Увы, закалять организм, заниматься спортом, поменьше сидеть за компьютером, питаться здоровой пищей далеко не у всех получается.
Что касается профилактики гриппа, то, как заявил недавно на брифинге для журналистов исполняющий обязанности председателя Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, главный государственный санитарный врач Украины Святослав Протас, принято решение в течение этого года провести в обязательном порядке вакцинацию среди лиц из так называемых групп медицинского и эпидемического риска. К первой группе относятся те, кто имеет высокий риск клинических осложнений, люди с сопутствующими хроническими патологиями дыхательной и сердечно-сосудистой систем, почек, другими хроническими заболеваниями, а также граждане старше 60 лет, беременные женщины. В группу эпидемического риска входят педагоги, работники медицинской сферы, торговли, транспорта. По словам Святослава Протаса, планируется привить 75 процентов людей преклонного возраста.
Фото автора