Сухая голодовка, объявленная Надеждой Савченко с 4 марта, не оставляет ни времени, ни выбора. Это понимают все, кто сейчас проводит акции в поддержку украинки по всему миру. Не понимает разве что хозяин Кремля и его приспешники, бросившие за решетку женщину-воина, которая непричастна к приписываемому ей преступлению. «ФАКТЫ» собрали мнения людей, которым небезразлична судьба Надежды Савченко, чья жизнь сейчас висит на волоске.
Так, народный депутат Сергей Тарута призвал коллег «немедленно собраться на внеочередную сессию, чтобы выработать единую стратегию спасения Надежды». «Ни руководство государства, ни мировое сообщество не понимают катастрофических последствий, к которым может привести смерть героической Надежды Савченко. Медленная и мучительная смерть Надежды в российской тюрьме станет импульсом, подобным расстрелу Небесной сотни. Эта трагедия запустит неуправляемые процессы, которые могут обернуться массовым кровопролитием или полноценной войной в регионе», — считает Сергей Тарута.
С призывом немедленно освободить Савченко выступил министр иностранных дел Канады Стефан Дион: «Я серьезно обеспокоен здоровьем Савченко. Канада неоднократно подчеркивала, что перемещение Савченко в Россию было незаконным, а обвинения, выдвинутые против нее, политически мотивированны. Судебный процесс был отмечен нарушениями с самого начала. Мы обращаемся к России с призывом проявить сочувствие, немедленно освободив ее и вернув к друзьям, коллегам и семье в Украину».
Экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров считает ситуацию с Савченко тестом для политиков свободного мира. «Давайте не будем скрываться за формулировкой «Россия, российские власти». Речь идет, безусловно, об одном человеке, и это его принципиальное решение. Его зовут Владимир Путин, — написал в соцсети Гарри Каспаров. — Для Путина Савченко является (и справедливо является) символом украинского сопротивления. Любая уступка в вопросе Савченко будет восприниматься Путиным как демонстрация слабости, чего он категорически делать не хочет. Поэтому бесполезно рассчитывать, что Путин проявит милосердие или здравый смысл. Единственный способ спасти украинскую героиню, которая погибает в путинских застенках, это четко обозначить для Путина цену, которую его режим и он лично заплатит за эту смерть.
Героическое поведение Надежды Савченко фактически сделало ситуацию тестом для политиков свободного мира — в состоянии ли они сделать что-либо для того, чтобы ее спасти. И не надо делать вид, что у них нет инструментария, чтобы ее спасти. Возможности лидеров свободного мира причинить ущерб Путину и его олигархам сегодня более чем достаточны для спасения Савченко. И если мы не увидим этих действий в ближайшие дни, и если, не дай бог, Надежда Савченко погибнет в российской тюрьме, лидеры свободного мира, которые ничего не сделали для ее спасения, будут фактически соучастниками этого преступления".
Основатель телекомпании РЕН ТВ Ирена Лесневская все же взывает к Путину: «На глазах всего мира, в российской тюрьме, объявив сухую голодовку, умирает отважная женщина Надежда Савченко. Я прошу, я взываю к чему-то человеческому, христианскому, мужскому, в конце концов, в вас, господин президент, чтобы остановить этот беспредел и немедленно обменять Надежду на российских военнопленных или амнистировать своим указом! Не унижайте Россию, ее мужчин, ее офицеров, у которых еще остались представления о чести! И даже если вы считаете украинского офицера, защищающую суверенитет своей страны, врагом, — уважайте врага! Я тоже считаю вас своим идейным врагом, но позвольте, по крайней мере, считать президента моей страны — мужчиной!»
Российский блогер Александр Цвиров, пытаясь понять силу духа Савченко, предположил: «Ее сила проистекает из непреодолимого стремления Человека противостоять тирании. Это жажда свободы! Причем не только и не столько для себя, а для всех — для вас и для меня. Далеко не каждому такое дано. Потому нам всем сейчас нужно приложить максимум усилий для спасения Надежды…»
Историк, священник, радиоведущий Яков Кротов в своей колонке на сайте «Радио «Свобода» написал: «…Все выступления Савченко так хороши, так бьют не в бровь, а в глаз только потому, что она не убивала. Только та пуля, которая никого не убила, попадает в цель — служит миру. Этого не взяли в расчет те, кто ее похищал и думал превратить в символ кровожадной Украины. Страшно подумать, сколько денег и человекочасов было потрачено, чтобы нарыть за Савченко хоть одного погибшего от ее военной деятельности человека — и ничего не нарыли. Милость Божия!
Конечно, Савченко не пацифистка нимало, но — не убивала, в отличие от российских миротворцев с их дьявольской вежливостью. Невольный урок пацифизма для всех: настоящий полет, настоящая свобода там, где цель — жизнь. Даже то, что Савченко голодает, — не самоубийство, а какой-то удивительный подвиг доброты, ее голодовка, как и голодовка Сахарова, кормит нас, сытых, кормит вечной правдой о жизни как мире и свободе. Так самосожжение Яна Палаха было костром, который отогревал замерзшие души.
В России много теперь крику о том, о чем кричать не следует, и российские газеты мало пишут о Савченко, но много про Великий пост — что есть, чего не есть. Так вот, голодовка Савченко — это великий пост перед Богом, а наши великие посты перед Богом — извратизмы людоедские. Хотите дожить до Пасхи — отпустите Савченко, а иначе на слова «Христос воскресе» Христос шепнет на ушко: «Воскрес-то Я воскрес, да не для тебя, а для уморенных тобою!»
*Торонто
*Сидней
*Лондон
*Нью-Йорк
*Женева