В связи с введением на временно оккупированном полуострове принудительной российской регистрации автомобилей их владельцы бросились продавать транспортные средства на материковой части Украины
Аннексировав Крым, Российская Федерация обязала местных автомобилистов зарегистрировать свои транспортные средства согласно российским законам. Однако крымчане не спешили выполнять требование оккупационных властей — кто из патриотических соображений, а кто — из меркантильных, ведь в России автомобили дешевле, чем в Украине. На разнице даже стали зарабатывать — с каждого авто в среднем можно было получить несколько тысяч «зеленых». Со временем крымских водителей, пользующихся машинами по доверенности, ограничили в правах. Возникли проблемы и у тех, кто ездит на кредитном авто, и даже у крымчан, которые успели поставить транспорт на российскую регистрацию. Впрочем, украинское правительство готово предложить выход из сложившейся нелегкой ситуации.
Времени для раздумий у крымских автовладельцев осталось совсем мало — крайний срок перерегистрации транспортных средств истекает 1 апреля. И это отнюдь не шутка: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, в котором «установлен предельный срок перерегистрации транспортных средств, находящихся в собственности граждан России, проживающих в Крыму и Севастополе, и в собственности юрлиц, зарегистрированных на этих территориях, — 1 апреля 2016 года». В МВД Российской Федерации решение о перерегистрации крымского транспорта объясняют необходимостью переноса его в российское правовое поле для возможности уплаты налогов.
Таким образом, в крымских МРЭО возник ажиотаж — автовладельцы бросились перерегистрировать свой транспорт. Люди стоят в очередях сутками, поскольку органы учета оказались не готовыми к такому наплыву. Подстегивает владельцев машин еще и то, что за нарушение срока пребывания на полуострове транспортного средства с украинскими номерами оккупационные власти угрожают штрафом от полутора до 2,5 тысячи рублей (500—900 гривен), а злостным уклонистам — даже конфискацией авто.
А самые предприимчивые автовладельцы-крымчане бросились продавать машины. Как рассказал глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, поставки подержанных автомобилей из Крыма на материковую часть Украины приобрели промышленные масштабы и приносят освоившим этот «бизнес» посредникам рекордные прибыли. «Насколько мне известно, перерегистрацию на российские номера прошло не более 1 тысячи из них. Техпаспорта меняли разве что владельцы корпоративных машин, которым некуда было деваться. Остальные предпочли оставить их на украинской регистрации», — рассказал Олег Назаренко.
По словам главы ВААИД, основной причиной «двойного гражданства» крымских авто стало желание собственников продать их подороже. Ведь, став «российскими», машины автоматически дешевеют на 40 процентов: цены приводятся в соответствие со среднероссийскими, а в РФ подержанный транспорт стоит сравнительно недорого. «Возникла законодательная коллизия: авто на украинской регистрации, следовательно, с них не взимаются никакие налоги. На „переброске“ машин из Крыма на украинские авторынки уже построили доходный бизнес целые группы посредников. По самым скромным подсчетам, на каждом автомобиле перекупщики могут заработать по 2—5 тысяч долларов, а на элитных иномарках, которых в Крыму немало, по 10 тысяч долларов и более. Если предположить, что крымские автовладельцы продадут посредникам хотя бы половину „автопарка“ (а другого рынка сбыта, кроме Украины, у них, по сути, нет), то наши бизнесмены могут рассчитывать на доход от 500 миллионов до 1,25 миллиарда долларов», — сообщил глава ВААИД.
Однако не все жители полуострова могут продать или поставить машины на российский учет. С проблемами уже столкнулись водители, которые приобрели автомобили по генеральной доверенности. Оккупационные власти заявили, что такие граждане могут рассчитывать только на временную регистрацию, предполагающую юридическое право эксплуатировать транспортное средство в течение пяти лет без права продажи. На такие автомобили выдают российские номерные знаки и временный техпаспорт. По окончании пятилетнего срока владельцы могут вернуть украинскую регистрацию. Еще один вариант решения проблемы — машину, купленную по доверенности, нужно сначала перерегистрировать на себя в украинском сервисном центре МВД, после чего появится возможность поставить ее на российский учет в крымской МРЭО. То есть придется дважды платить за регистрацию.
В непростую ситуацию попали и крымчане, которые пользуются кредитными или лизинговыми автомобилями, юридически являющимися собственностью украинских банков. Российская ГИБДД отказывается перерегистрировать такой транспорт. Местные правоохранители заявляют, что владельцы этих машин сначала должны решить вопрос с украинскими банками и оформить «на материке» транспорт на себя, только после этого его можно будет поставить на российский учет. Но у должников есть одна большая проблема: через границу Крыма и Украины по новым правилам можно провезти не более 10 тысяч гривен, тогда как в большинстве случаев остаток долга значительно выше. То есть за раз всю сумму провезти не удастся. Можно перечислить деньги через российские банки, но за это берут приличную комиссию. Большинство крымчан переплачивать не хотят, однако дедлайн, установленный РФ, их поджимает…
Впрочем, проблемы возникли и у тех крымчан, которые поставили свои авто на российский учет — на материк такие машины наши пограничники не пускают. Так, согласно разъяснению украинской Госпогранслужбы, согласно Закону «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», любые документы, выданные незаконно созданными органами власти на территории АР Крым, недействительны. Поэтому граждан с такими документами пограничники не пропускают на материковую часть страны, это касается и автомобилистов.
Правда, Кабмин активно ищет решение проблемы для наших граждан, по каким-то причинам оставшихся на полуострове. В частности, на пунктах пропуска в Херсонской области предлагается разместить специальные хабы, где владельцы авто, перерегистрированных по российским правилам, смогут временно сменить «гражданство» своего транспорта для беспроблемного передвижения по материковой Украине. На пунктах пропуска крымчане смогут сдать на хранение российские номера, а вместо них установить украинские. Перед выдачей временных документов будут проверены VIN-коды транспортных средств, чтобы обеспечить проезд с оккупированной территории на материковую часть страны только тех транспортных средств, которые куплены и зарегистрированы согласно украинскому законодательству. Об этом сообщил глава Госслужбы Украины по делам Крыма и Севастополя Нариман Устаев.
«Нерешаемых проблем нет, если речь идет о политике государства по отношению к своим гражданам. Механизм, который был предложен Госслужбой, обсуждается с членами рабочей группы Кабмина», — рассказал Устаев. Все наработки будут переданы руководству Кабинета министров Украины.