На этой неделе народные депутаты с потасовками, взаимными обвинениями и скандалами приняли в первом чтении законопроект о спецконфискации. Речь идет о документе, предусматривающем изъятие имущества до решения суда у подозреваемых в коррупции или у третьих лиц, которым они передали это имущество. Авторы законопроекта утверждают, что новые нормы позволят вернуть в госбюджет страны средства, полученные незаконным путем госчиновниками времен Виктора Януковича. За документ, который вносит соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, проголосовали 228 народных депутатов.
Согласно документу, изъятию подлежат полученные незаконным путем денежные средства, валютные ценности, государственные облигации Украины, драгоценные металлы и камни, которые хранятся не только на счетах, но и в банковских ячейках. Премьер-министр Арсений Яценюк неоднократно подчеркивал, что этот закон позволит быстро вернуть в бюджет полтора миллиарда долларов США, числящиеся на счетах «Ощадбанка» за окружением бывшего президента Виктора Януковича.
Парламентарии несколько раз пытались включить законопроект о спецконфискации в повестку дня, но безуспешно — не хватало голосов. Часть законодателей не удовлетворяли положения документа: они опасались, что после принятия закона имущество без приговора суда смогут отобрать у любого гражданина. Кроме того, народные депутаты отмечали, что введение особого режима специальной конфискации вне уголовного производства нарушает права человека, и высказывали опасения относительно риска столкнуться с исками в европейских судах, после решения которых государству придется еще и выплачивать компенсации казнокрадам.
В частности, заместитель председателя фракции «Батькiвщина» Сергей Соболев считает, что законопроект о спецконфискации в его нынешней редакции позволит коррумпированным чиновникам легко отстоять право собственности на деньги и ценности. «Никто не может лишить собственника его имущества без решения суда. Это норма украинского законодательства и европейского права. Поэтому текст документа следует выписать таким образом, чтобы не было беспредела, как после октябрьской социалистической революции — „грабь награбленное“, а потом в кабинетах Дзержинского и всех остальных находили золотые слитки и другие ценности», — сказал Сергей Соболев.
Лидер фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко, призвав народных депутатов рассмотреть документ о спецкофискации, пояснил, что речь в законопроекте идет исключительно о высокопоставленных госчиновниках. «Это касается только тех, кто наворовал, отказывается от следствия, скрывается за границей. Мы принимаем закон не против Януковича, а для всех государственных чиновников, которые украли средства, не могут объяснить источники их поступлений и скрываются от следствия. Средства должны быть возвращены», — подчеркнул Юрий Луценко.
Кроме того, документ предусматривает изъятие денег и ценностей только в случае совершения тяжких преступлений: хищение госсобственности, получение взятки, создание преступной организации и бандитизм. В законопроекте также отмечается, что спецконфискация может применяться только при условии, если подозреваемый скрывается от органов следствия в течение полугода. В свою очередь спикер парламента Владимир Гройсман, убеждая коллег поддержать закон, сказал, что часть средств, подлежащих конфискации, уже учтена в госбюджете: на военные расходы и повышение социальных стандартов.
Правда, без рукоприкладства в парламенте все же не обошлось. Во время бурного обсуждения спорного законопроекта один из его авторов, народный депутат из фракции «Народный фронт» Татьяна Черновол расцарапала лицо внефракционному парламентарию Якову Безбаху, выступавшему против принятия данного документа.
Фото УНИАН
Утвердить законопроект в первом чтении народным депутатам удалось лишь после внесения в него ряда поправок. Как сообщил один из авторов документа, член фракции «Блок Петра Порошенко» Иван Винник, в ходе дискуссий были высказаны опасения, что законопроект введет презумпцию виновности, и подозреваемый обязан будет доказывать законность полученных им средств. «Мы это снимаем. Теперь прокурор в своем ходатайстве должен доказывать незаконность полученных подозреваемым или обвиняемым лицом средств», — сказал народный депутат.
Кроме того, парламентарии поддержали поправку, которая касается так называемых «третьих лиц», предложенную народным депутатом из фракции «Самопомiч» Еленой Сотник. Речь идет о людях, которым подозреваемые в коррупционных преступлениях могли передать свои средства, драгоценности или облигации. Народные депутаты согласились с тем, что решение об изъятии таких активов принимается только после того, как будет доказано, что их передача третьим лицам была совершена незаконным путем.
Тем не менее вопросов к законопроекту осталось еще много. Поэтому Владимир Гройсман поручил создать рабочую группу, а также привлечь к сотрудничеству специалистов по международному праву, чтобы доработать документ о спецконфискации ко второму чтению. «Ни у кого нет сомнений в том, что средства, украденные у граждан Украины, нужно вернуть в бюджет. Но сделать это необходимо таким образом, чтобы деньги, которые мы сегодня вернем, не смогли бы завтра забрать по судебному решению те, кто их украл. Поэтому юридически все должно быть сделано безупречно», — заявил спикер.