Культура и искусство

"Брайчевский цитировал исторические летописи наизусть целыми страницами"

6:30 — 22 марта 2016 eye 1072

В столичном Музее шестидесятничества открылась выставка, посвященная выдающемуся украинском историку, мыслителю, общественному деятелю Михаилу Брайчевскому

Михаил Юлианович Брайчевский еще при жизни стал фигурой знаковой. Единственный из историков советской поры, он осмелился оспорить тезисы ЦК КПСС «К 300-летию воссоединения Украины с Россией», написав статью «Приєднання чи возз'єднання?». В результате был вычеркнут из официальной науки и стал безработным. Его книги не печатались, а уже изданные попадали в спецхраны. Упоминать имя Брайчевского (даже с критикой в его адрес) категорически запрещалось. Но «несуществующий» ученый-энциклопедист продолжал работать — в стол… Сегодня в его наследии свыше 600 (!) работ. Брайчевский выработал свою концепцию древней и средневековой истории Украины. А еще Михаил Юлианович сочинял поэмы, создавал живописные портреты, писал статьи в области философии, искусства, кибернетики, астрономии… Чтобы почувствовать масштаб этой личности, стоит переступить порог дома номер 33а по улице Олеся Гончара, где находится Музей шестидесятничества.

…С фотографии пытливо смотрит юноша с непокорной челкой. Отец воспитывал Михаила по системе Руссо — в три года мальчик уже читал Брэма «Жизнь животных», в десять лет знал минералогию. Критический склад ума у будущего ученого выработался еще в детстве. Однажды в третьем классе Брайчевский страшно рассердил учительницу. Она сказала: «Дети, послушайте стихи Александра Сергеевича: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…» И тут мальчик, не стерпев невежества, встал из-за парты: «Это не Пушкин, это — Лермонтов». Учительница назвала его «змеенышем»…

На историческом факультете Киевского университета Михаил основал научное студенческое общество и стал его первым председателем. Студентом ездил в археологические экспедиции и за два года до окончания университета (!) был зачислен в штат Института археологии АН УССР. А в 1959 году 35-летнего кандидата наук Брайчевского пригласили на работу в Институт истории. Вышли его монографии «Коли і як виник Київ», «Біля джерел слов’янської державності», «Походження Русі», принесшие ученому мировую известность.

В Украине стояла «оттепель». Тиски советской империи чуть ослабли, и произошел мощный взрыв молодых талантов в литературе, живописи, кинематографе. Столь же колоссальным был интерес к истории Украины. На лекциях Михаила Брайчевского в киевском Клубе творческой молодежи яблоку негде было упасть. Прибегала сюда с подругами Людмилой Семикиной, Аллой Горской и молодая художница Галина Севрук. Она тогда работала над панно с изображением Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди. Однажды пришла за консультацией к Брайчевскому домой — никто, кроме знатока истории Киевской Руси, помочь бы ей не смог.

— Михаил Юлианович — мой учитель, — сказала на презентации выставки заслуженный художник Украины, лауреат премий Василя Стуса и Андрея Шептицкого Галина Севрук. — Он знал много летописей и цитировал их наизусть целыми страницами! В его рассказах оживали наши предки — талантливые врачеватели, философы, ученые. Он открыл мне мир украинской истории.

Подружившись с Михаилом Юлиановичем и его женой Ириной Николаевной, Галина Севрук бывала в их доме более 40 лет. Встречались и когда Клуб творческой молодежи разогнали («оттепель» в Украине длилась недолго), а Галину с ее подругами исключили из Союза художников, и когда Брайчевского уволили с работы.


*Портрет Михаила Брайчевского, написанный Галиной Севрук

Статья «Приєднання чи возз'єднання?» была написана в 1966 году для академического журнала — в порядке научной дискуссии. Со свойственной ему прямотой Михаил Юлианович заявил, что употреблять термин «воссоединение» — это элементарное невежество. Ведь «воссоединиться» могут только части чего-то целого, единого, а не отдельные народы. И Богдан Хмельницкий не мечтал с колыбели о «воссоединении», заметил историк. В статье Брайчевский также привел характеристику выдающихся деятелей украинской истории XVII—XVIII столетий из I тома «Истории Украинской ССР»: «Петр Дорошенко — турецкий ставленник, предатель», «Пилип Орлик и другие мазепинцы — предатели, агенты панской Польши и шведского короля». С горькой иронией Михаил Юлианович написал: «Получалось, что… независимое существование было большим злом для нашего народа. И что, следовательно, все, кто призывал его на борьбу за национальную независимость, были… самыми лютыми врагами украинского народа».

Эта статья стала распространяться в «самиздате» (по воздействию на умы ее можно было сравнить с работой Ивана Дзюбы «Інтернаціоналізм чи русифікація?»). Впервые ее опубликовали в Канаде в 1972 году. А четырьмя годами ранее ученый (подписавший к тому же протестное письмо интеллигенции к руководству СССР) стал безработным. С этого момента маленькая «крепость» Брайчевских — частный дом по улице Металлистов — очутилась в осаде. Супруга историка, Ирина Николаевна Мельник (она ненадолго пережила Михаила Юлиановича, ушедшего из жизни в 2001 году), рассказывала автору этих строк, что на улице постоянно стояла машина с «прослушкой». А в дом регулярно являлись незваные «друзья в штатском». Самого усердного «друга» обычно брал на себя тесть Брайчевского — Николай Иванович Мельник. Большевик с дореволюционным стажем, партизан-ветеран, он прекрасно ладил со своим зятем — «украинским националистом» — и следил за тем, чтобы пришелец из спецслужб не подбросил в дом какой-нибудь компромат…

Вопреки всему, «крепость» выстояла. И сохранила свою неповторимую атмосферу, о которой и поныне вспоминают люди, близкие семье Брайчевских и бывшие желанными гостями в доме. У Михаила Юлиановича имелись собственные фирменные угощения. «По большим праздникам он готовил свое коронное блюдо — индейку, запеченную в духовке, — рассказывала «ФАКТАМ» Ирина Николаевна Мельник. — Ночь не спал, каждые десять минут поливал индейку соком, чтобы корочка была золотистая. Потом ее торжественно разрезали и ели с зернышками незрелого граната… И еще проходили у нас винные дегустации. Сидя на полу, устеленном «коврами», то есть армейскими накидками цигейкой наружу, гости пробовали красное домашнее вино «от Брайчевского». Он делал вино по всем правилам, и этот процесс не доверял никому…»

За отказ от точки зрения, изложенной в статье «Приєднання чи возз'єднання?», и признание термина «воссоединение» Брайчевскому сулили золотые горы. Советовали написать, что, мол, появились новые факты и исследования, и тогда покаяние будет выглядеть пристойно. Об этом историк рассказывал в одном из своих последних интервью. «И где же эти факты и исследования?» — спрашивал ученый своих «советчиков». «Им тяжело было понять, что историческая истина может быть независима от пристрастий бюрократов», — замечал Михаил Юлианович. «Мне говорили: «Пусть он только публично отречется от своей статьи, и ему будет так хорошо!» — рассказывала «ФАКТАМ» супруга ученого. — А я отвечала: «Михаил Юлианович не отказывается от своих взглядов. Даже если вы разрежете его на восемь кусочков, каждый из них будет говорить то, что думает».

По горькой иронии судьбы ученого едва не зарезали на операционном столе. Удалявший аппендикс врач-невежда, когда пациент впал в кому, решил, что тот умер, и… зашил его, как мертвого. Почти пять месяцев Брайчевский был на грани жизни и смерти…

Безработный «невыездной» ученый устраивал для студентов экскурсии по Киеву. В экскурсионной группе однажды оказался студент-первокурсник Киевского университета Вячеслав Брюховецкий.

— Михаил Юлианович водил нас по Подолу, — рассказал на открытии выставки почетный президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» доктор филологических наук Вячеслав Брюховецкий. — Тогда от него я впервые услышал о Киево-Могилянской академии. И захотелось узнать ее историю. Брайчевский меня к этому подтолкнул. Вдумайтесь: человека уволили с работы, а он не плачется и водит молодежь по Киеву, сея зерна в почву… Спустя годы Михаил Юлианович написал учебник «Конспект історії України», читал курс лекций студентам нашей академии. И они аплодировали ему стоя!


*"Именно от Брайчевского я впервые услышал о Киево-Могилянской академии», — рассказал на открытии выставки Вячеслав Брюховецкий. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

К слову, архитектурный комплекс Киево-Могилянской академии, и не только он, был спасен благодаря Брайчевскому — хранителю и ревностному защитнику историко-культурного наследия города.

— Михаил Юлианович — киевлянин в третьем поколении, — рассказывает старший научный сотрудник Института археологии Национальной академии наук Украины кандидат исторических наук Юрий Кухарчук, близко общавшийся с Брайчевским в последние годы его жизни, ему ученый доверил составление двухтомника своих избранных работ. — Когда возникла угроза снесения древнего Подола и возведения на его месте «микрорайона», Брайчевский с единомышленниками забил тревогу. Он — соавтор проекта решения о заповедных историко-архитектурных зонах в Киеве. Именно Брайчевский первым поднял вопрос и о восстановлении Михайловского и Успенского соборов.

Год назад Киевская горгосадмиинистрация приняла решение переименовать улицу Металлистов в улицу Михаила Брайчевского. Но, к сожалению, и сегодня на домах не сменили прежние таблички. Люди не понимают (или не хотят понимать), кто такой Брайчевский.

Михаил Юлианович завещал развеять его прах у стен Михайловского Златоверхого собора. Волю выполнили. Младшие коллеги ученого вспоминают: на склоне лет он частенько сидел на лавочке, наблюдая, как отстраивается храм. И очень хотел дождаться его восстановления.

— В последние годы жизни он был похож на пророка-мудреца с печальными глазами, — говорит Юрий Кухарчук.

Таким ученый предстает и с видеоэкрана в музее.

— Эти записи бесед с Брайчевским делал режиссер Богдан Жолдак, — объясняет директор Музея шестидесятничества Елена Лодзинская. — Монологи Михаила Юлиановича не «причесанные», не отредактированные — живые…


*За этой печатной машинкой мыслитель-энциклопедист писал труды, в которых изложил свою концепцию древней и средневековой истории Украины

P. S. Выставка «Він бачив крізь час» продлится до 28 апреля.

Фото в заголовке с сайта ru.wikipedia.org