Украина

Раде предлагают легализировать беспошлинный импорт авто

7:00 — 31 марта 2016 eye 2790

Зарегистрирован законопроект, предусматривающий ввоз в Украину транспортных средств сроком на один год без уплаты сборов

Парламентарии предлагают сделать бесплатным временный ввоз транспортных средств в Украину. Когда это произойдет, уже не нужно будет вносить эквивалентные стоимости растаможивания немалые деньги в качестве залога, гарантирующего обратный вывоз. В течение года, а в некоторых случаях и двух, многие украинцы получат возможность без проблем ездить на нерастаможенных автомобилях. Серьезность намерений законодателей подкрепил премьер-министр Украины. Впрочем, копнув глубже, можно сделать вывод, что это очередной популистский шаг политиков, пытающихся сыграть на одной из самых больных проблем украинских автомобилистов и заработать электоральные дивиденды. Обидно только, что, скорее всего, надежды автомобилистов будут бессовестно обмануты, а сама идея так и не получит реализации.

Напомним, что сейчас резиденты (граждане нашей страны) могут временно — на срок до одного года — ввозить в Украину транспортные средства под письменное обязательство обратного вывоза. Правда, при одном непременном условии: автовладелец обязан уплатить все необходимые таможенные сборы, которые обычно взимаются при импорте такого авто. Залоговые средства вернут, когда машина покинет пределы страны. То есть тот, кто хочет временно ввезти автомобиль, должен заплатить стоимость официальной растаможки, а это достаточно крупная сумма денег: в случае с подержанными машинами она близка к их продажной цене за рубежом, а иногда даже превышает ее. Такие затраты неподъемны для многих украинцев. А единственная возможность эксплуатации авто без грабительской растаможки — это оформление их на границе как ввезенных в режиме транзита под обязательство обратного вывоза в течение 5—10 дней (в зависимости от конечных точек расположения таможен). Этим, как правило, пользуются жители приграничных регионов, которые могут позволить себе регулярно курсировать за границу и обратно.

За последние годы количество автомобилей, ввезенных таким образом, по информации Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), возросло в несколько раз. А людей, мотающихся туда-сюда через границу, называют «пересеченцами». Их регулярные «путешествия» привели к значительному увеличению нагрузки на сотрудников таможни, что мешает туристам и создает очереди на пропускных пунктах. В Закарпатской области эта проблема достигла критической точки, и в марте вылилась в блокирование активистами-«пересеченцами» пограничного контрольно-пропускного пункта в направлении Чехии. После того как митингующие на шесть часов перекрыли движение на КПП, с ними встретился глава Закарпатской ОГА Геннадий Москаль. В ходе переговоров и была достигнута договоренность об изменении условий временного ввоза транспортных средств. И уже 12 марта рабочая группа подготовила документ, текст которого был выложен на официальном сайте губернатора Закарпатья.

В частности, законопроект предлагает внести в статью 380 Таможенного кодекса изменения, согласно которым резидентов уравняют в правах с нерезидентами, позволив им временно ввозить на территорию страны легковые автомобили, автобусы, грузовики и прицепы к ним, а также мотоциклы, мопеды и велосипеды без оплаты таможенных пошлин, предусмотренных при импорте такого транспорта. Допустимый срок их пребывания на территории Украины — не более года, однако он может быть продлен еще на год в случае: «…действия обстоятельств непреодолимой силы и личных обстоятельств граждан, которые ввезли транспортные средства, при условии документального подтверждения этих обстоятельств». Кстати, число таких временных въездов в проекте не ограничили, то есть, выехав за пределы Украины, «пересеченец» вновь сможет заехать на том же автомобиле и в очередной раз получить беспошлинную индульгенцию.

По утверждению Геннадия Москаля, для продвижения законопроекта он даже заручился поддержкой высшего руководства страны: была достигнута договоренность, что на рассмотрение парламента документ внесет глава фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко. Но 15 марта народный депутат от Закарпатья Виктор Балога зарегистрировал в Верховной Раде аналогичный законопроект «О внесении изменений в статью 380 Таможенного кодекса Украины (относительно создания благоприятных условий для использования автомобилей с иностранной регистрацией)». Заметим, что найти отличия в этих двух документах практически невозможно…

«У предложенных изменений к законодательству очень много недругов, в том числе среди народных депутатов», — написал на сайте Геннадий Москаль. Он считает, что, подав свой законопроект, Виктор Балога, по сути, заблокировал принятие этого важного для Закарпатья закона. Или, по крайней мере, отдалил его. Теперь, чтобы внести на рассмотрение Верховной Рады документ, разработанный рабочей группой, в него придется вносить изменения и подавать их как альтернативные, а не идентичные проекту Балоги. Кроме того, утверждает Геннадий Москаль, законопроект Виктора Балоги Верховная Рада рассмотрит в первую очередь, и, если он будет провален, что вполне вероятно, депутаты уже не захотят голосовать за представленный позже альтернативный документ. Так что жители Закарпатья не раз еще вспомнят поговорку о благих намерениях, которыми выстлана дорога в ад.

На защиту интересов украинских автомобилистов решил выступить и премьер-министр. 16 марта на заседании правительства Арсений Яценюк поручил министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому внести изменения в правила нахождения иностранных автомобилей на территории Украины: «Сейчас надо придумать, как упростить людям перемещения через границу, чтобы они через пять дней не были обязаны выезжать обратно, а могли находиться здесь на своих транспортных средствах более длительный период времени».

«Никто не задумался, почему это поручение вдруг получило Мин­инфра­структуры? Я с громадным уважением отношусь к данному министерству, но ведь к проблеме оно не имеет ни малейшего отношения. Где прописаны правила ввоза авто в Украину? В Таможенном кодексе. Кто отвечает за проблему? Таможня и фискальная служба, входящие в состав Минфина. Таможенный кодекс — их документ, и именно они должны согласно компетенции готовить туда изменения», — написал в «Фейсбуке» глава ВААИД Олег Назаренко.

При этом глава Ассоциации автоимпортеров против так называемого бесплатного временного ввоза. «Я удивлен: а почему только один год? Почему не тысяча лет или один миллион лет? Такого нигде в мире нет! Зато я нашел аналог в российском законодательстве: временный ввоз на шесть месяцев в течение года при условии уплаты депозита, эквивалентного стоимости полной растаможки. Поляки и словаки и так над нами смеются, когда видят, как украинец декларирует, что якобы едет транзитом из Польши в РФ, а потом через 5 дней выезжает на той же таможне в Польшу и снова въезжает. Теперь весь мир смеяться будет, и Украину внесут в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое государство, на пересечение которого транзитом нужно потратить целый год!» — возмущается Олег Назаренко. Вместе с тем глава ВААИД понимает украинцев, которые из-за больших налогов на автоимпорт вынуждены пользоваться схемами «псевдотранзита», и предлагает просто уменьшить налоги на импорт машин, а не узаконивать обходную схему: «Почему бы не установить справедливые налоги на растаможку? Отменить НДС, акциз и пошлину и установить единый налог: например, 1 доллар с 1 кубического сантиметра объема двигателя, как это было в 1990-е?»

Как видим, у законопроекта о бесплатном временном ввозе есть как противники, так и помощники-популисты, не собирающиеся реально содействовать его продвижению. Поэтому отечественным автомобилистам лучше особо не рассчитывать на принятие документа, который, по сути, узаконил бы беспошлинный импорт транспорта в Украину. Куда реалистичнее выглядит другой законопроект (№ 3251), предусматривающий значительное снижение акциза на подержанные автомобили, который уже давно ожидает рассмотрения в парламенте. В любом случае мы будет внимательно следить за продвижением этих насущных для украинских автомобилистов документов и оперативно сообщать обо всех нововведениях.