Культура и искусство

"Ни одна кошка больше чем на три недели не задерживается в усадьбе Гоголя, видимо, чувствуя странный дискомфорт"

8:15 — 1 апреля 2016 eye 5368

В имении гениального писателя, родившегося 207 лет назад, до сих пор происходят загадочные вещи

Мистика и Гоголь — понятия неразрывные. Николай Васильевич был загадкой для современников и остается тайной до наших дней. Даже ученые-гоголеведы признаются: чем больше находят информации об этом человеке, тем больше у них возникает вопросов, на которые нет ответов. Гоголь в духовном развитии намного опередил свое время. Он смотрел на мир и чувствовал его по-другому, не так, как все. Увы, тайну своей загадочной души писатель унес в вечность…

Легенду о том, что Гоголь был погребен заживо и переворачивался в гробу, слышали многие. И хотя ученые развеяли этот миф, все равно время от времени он будоражит умы. К тому же череп-то покойника так и не найден! Его исчезновение связывают с московским основателем театрального музея, купцом и коллекционером Алексеем Бахрушиным. Предполагают, что этот, слывший странным, человек решился на святотатство, воспользовавшись реставрационными работами, происходившими на могиле писателя, которая в 1909 году находилась в некрополе Свято-Данилова монастыря в Москве. Коллекционер якобы уговорил двух сторожей монастыря достать из могилы череп Гоголя, за что хорошо им заплатил. Кража века была выявлена только в 1931 году, когда останки знаменитых людей, похороненных в некрополе, переносили на Новодевичье кладбище. Присутствовавшие во время эксгумации увидели обезглавленный скелет Николая Васильевича, который к тому же был перевернут на бок, что сразу же породило массу невероятных домыслов…

Хотя слухи о том, что Алексей Бахрушин обладает необычной реликвией, ходили и раньше. Дошли они и до внучатого племянника Николая Васильевича Гоголя — лейтенанта Российского императорского флота Яновского. Как гласит предание, офицер, угрожая револьвером, вынудил собственника раритета отдать ему череп родственника и увез его в палисандровом ларце с собой в Севастополь. Лейтенанту предстоял поход в Италию, и он рассчитывал посетить там русское посольство в Риме, чтобы решить вопрос о погребении черепа в городе, который Гоголь очень любил. Однако поход по каким-то причинам не состоялся, и офицер Яновский вручил ларец капитану Боргезе, возглавлявшему один из итальянских миноносцев, которые зашли в порт Севастополь, с просьбой передать его русскому консулу.

Однако задуманному не суждено было сбыться. Весной 1911 года капитан Боргезе надолго ушел в море, а его младший брат, студент Римского университета, прихватив с собою череп из кабинета брата, отправился с компанией друзей в путешествие на поезде. Он рассчитывал, что во время движения состава в темном тоннеле напугает своих попутчиков. Но на въезде в тоннель пассажирами овладела непонятная паника. Перепуганный студент спрыгнул с поезда на ходу, оставив череп в вагоне. Позже он рассказал репортерам о странном белом облаке, которое окутало злосчастный состав на подъезде к тоннелю, что и привело к безотчетному ужасу туристов. Тогда никаких внятных объяснений произошедшего никто не дал, и правительство решило замуровать тоннель, где исчез экспресс.

А вскоре заговорили о поезде-призраке, в котором, согласно этой версии, до сих пор странствует голова Гоголя. Сообщения о необычном составе то и дело появляются в разных точках земного шара.

Позже одному историку якобы посчастливилось найти адресованное лейтенанту Яновскому письмо итальянского капитана Боргезе, в котором он приносил извинения и объяснял, почему не смог выполнить просьбу русского офицера. В письме была такая фраза: «Судьба человека не обрывается вместе с его жизнью».

Не меньше загадок связано и с исчезновением коллекции предметов быта, которые мать Николая Васильевича, Мария Ивановна, собирала для сына в окрестностях Диканьки и отсылала в Петербург, где писатель работал над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Но еще больше вопросов у исследователей жизни и творчества Гоголя возникло после пропажи двух вагонов личных вещей, вывезенных из семейного имения писателя в 1917 году. Тогда, вступив в наследственные права, внучка Пушкина и жена внучатого племянника Гоголя Мария Александровна Быкова передала Полтавскому пролетарскому музею (позже он стал называться краеведчес­ким) очень много реликвий семьи Гоголей. Среди них, как утверждает главный хранитель фондов заповедника-музея Н. В. Гоголя в селе Гоголево Шишакского района Полтавской области Екатерина Чернова, были подлинники рукописей Николая Васильевича, воспоминания о нем, а также посуда, светильники, мебель…

— Какой вид имели эти экспонаты, мы не знаем — тогда ведь их никто не фотографировал, — говорит Екатерина Денисовна. — Известно только, что до Великой Отечественной войны они занимали в музее два зала. Чтобы сохранить бесценные раритеты, музейные работники перед наступлением гитлеровцев упаковали их и отдельным вагоном отправили в эвакуацию. Однако по дороге вагон… бесследно исчез. Если бы он попал под бомбежку, то какие-нибудь остатки груза нашлись бы, а так — ничего. Словно в Лету канул…

Кстати, поместье Гоголей-Яновских, где сейчас располагается заповедник-музей, тоже имеет загадочную историю. Хутор Купчин (так раньше называлось село), расположенный на тысяче десятин земли (почти десять гектаров), в качестве приданого получила бабушка Николая Васильевича по линии отца, происходившая из старинного польского дворянского рода. В начале ХІХ века усадьба перешла в наследство к родителям писателя, помещикам средней руки. Красивый дом с колоннами (его отреставрировали по историческим документам в 1984 году) построил отец будущего гения, Василий Афанасьевич, и с тех пор село стало называться в его честь — Васильевкой. Но мама писателя — женщина весьма мнительная и впечатлительная — считала, что дом был проклят еще в момент закладки фундамента: муж что-то недоплатил управителю, и они поссорились. Мария Ивановна полагала, что именно из-за этого их первые два сына появились на свет мертворожденными.


*Дом, в котором рос будущий писатель, был полностью разрушен, но отреставрирован заново в 1984 году (фото автора)

Будучи беременной третьим ребенком, она ходила пешком за тридцать верст в Диканьку, где часами молилась перед иконой Николая Чудотворца, прося у него счастливой судьбы для будущего малыша. Может, это помогло, а может, то, что старенький врач Михаил Трохимовский, наблюдавший беременную, уговорил Василия Афанасьевича привезти жену к нему в Сорочинцы под постоянный патронат. Третий ребенок — Никоша, как называли его в детстве в семье Гоголей-Яновских, смог выжить. Хотя первые три недели врач не отпускал роженицу домой, побаиваясь, чтобы со слабеньким мальчиком ничего не случилось.

Увы, из двенадцати рожденных Марией Ивановной детей в живых осталось только пятеро — Николай и четыре его сестры. Еще один ребенок, Ваня, младше Никоши на год, умер восьмилетним. Исследователи утверждают, что причина была не в проклятии дома, а в том, что детям по мужской линии передавалось слабое здоровье их отца.


*Семь берез при входе в заповедник-музей символизируют родителей и детей семейства Гоголей

— Тем не менее семейство Гоголей верило в проклятие дома. Поэтому, когда младшей сестре Николая Васильевича, Ольге, самой пришло время рожать первенца, она перебралась во флигель, построенный писателем ради собственного уединения, — продолжает Екатерина Чернова. — Позже они с мужем заложили рядом фундамент нового дома, а родительский, в котором бывали многие знаменитости того времени, начал приходить в упадок. До Октябрьской революции посмотреть на место, где провел свое детство Гоголь, приезжало много туристов, и, конечно же, они задавали хозяевам вопросы, почему в разрушающемся доме не создадут музей писателя. «У нас нет денег», — всякий раз отвечал сын Ольги, Василий Головня. Помочь наследникам Николая Васильевича увековечить его память попытался один из московских журналистов. К сожалению, ни уездное, ни московское начальство, куда он обращался, интереса к его просьбам не проявило. И тогда Василий Яковлевич, разозлившись, попросту снес дом, в котором рос его знаменитый дядя. Чтобы почитатели Гоголя его не порицали.

А в 1943 году через Гоголево отступали немцы. Освещая себе дорогу в темноте, они поджигали на своем пути деревья, дома… Особняк потомков сестры Гоголя оказался как раз на их пути. От бывшего красивого имения остался лишь пепел.

Не уцелела и церковь Рождества Богородицы, построенная в 1821 году в Васильевке по инициативе матери писателя. Еще до войны, когда началась борьба с религией, ее закрыли, сбросили с купола крест. Некоторое время здание использовали под колхозное зернохранилище, а в конце 50-х годов активисты разобрали его на кирпичи. Из них, кстати, построили Дом культуры в Шишаках, который до сих пор стоит, и еще пару помещений для хозяйственных нужд.

Возродить церковь, рядом с которой находится могила родителей Николая Васильевича Гоголя, не удается до сих пор. На месте разрушенной святыни, внесенной в реестр памятников архитектуры, стоит освященный крест, а вот денег на ее восстановление в государственном бюджете не находится. Ибо на культовые сооружения держава средств не выделяет. По нынешним же ценам нужно семь миллионов гривен.

Зато в нескольких десятках метров от исторического места воздвигнута современная церковь Московского патриархата. Деньги на ее строительство нашел местный бизнесмен…

Сама усадьба Гоголей-Яновских была заново воссоздана как заповедник-музей лишь к 175-летию со дня рождения писателя, в 1984 го­ду, благодаря невероятным усилиям известного полтавского архитектора Льва Вайнгорта, уже покойного.

— Хотите верьте, хотите нет, но у нас тут происходят необъяснимые вещи, — рассказывает заместитель директора заповедника-музея по научной работе Ирина Волошина.— С недавних пор ночные охранники стали замечать на камерах видеонаблюдения какие-то странные силуэты. Причем они появляются в одно и то же время, с 21.00 до 22.00, и только на определенных участках территории. Днем, кстати, в этих же местах может пропадать мобильная связь. Когда мы присмотрелись к загадочным силуэтам на мониторах, то разглядели в одном из них… Николая Васильевича Гоголя. Биоэнергетики из популярной передачи «Битва экстрасенсов», которые заинтересовались этим явлением и провели здесь пару суток, объяснили, что дух писателя является сюда. Музейные работники действительно время от времени слышат, как скрипнет где-то дверь, послышатся шаги. Идут на звук — а там никого.

— Музею очень нужны кошки — чтобы ловили мышей. Киски часто сюда прибиваются, но ни одна из них не прижилась, — говорит Екатерина Чернова. — Через пару недель куда-то исчезают. Объяснение этому находится только одно: Гоголь, испугавшись в детстве кошки, прыгнувшей в окно его комнаты, считал этих домашних животных воплощением темных сил, что и запечатлел в «Майской ночи», «Вие», «Старосветских помещиках»… Поэтому котам в усадьбе некомфортно.

Еще одно из чудес усадьбы — березы, растущие у входа в заповедник-музей. Когда-то сотрудники, облагораживая территорию, посадили три деревца. Спустя время одно из них усохло, и его спилили под корень. Каково же было удивление всех, когда пень пустил побеги. И не сколько-нибудь, а именно пять — ровно столько, сколько было детей у Марии Ивановны и Василия Афанасьевича. Семь берез — как символ семьи Гоголей.

Увидеть место, в котором родился классик мировой литературы, едут туристы со всего мира.

— Один молодой австралиец, — вспоминает Екатерина Чернова, — признался, что перед путешествием в Гоголево специально перечитал «Ревизора». А профессор из Токио удивлялся: «Гоголь в моей стране никогда не был, но так хорошо знает японцев!» Бывают и такие, кто только после посещения нашего заповедника-музея начинает интересоваться творчеством писателя, которое доселе было им непонятно.

Хотя кто рискнет сказать, что до конца понял Гоголя? «Души моей никто не может знать», — писал сам Николай Васильевич в письме к фрейлине русского императорского дворца Александре Смирновой-Россет, с которой был духовно и душевно близок.