3 апреля вечером средства массовой информации во всем мире начали публикацию материалов на основе «Панамского архива» — подборки документов об офшорных схемах малоизвестной фирмы из Панамы Mossack Fonseca, услугами которой пользовались бывшие и действующие политики, высокопоставленные чиновники и знаменитости всего мира.
Напомним, документы оказались в распоряжении немецкой газеты Suddeutsche Zeitung, которая передала их Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ). Источник, сливший огромный архив, не назван. Редакция немецкой газеты получила по электронной почте переписку, официальные документы, выписки из банковских счетов, копии паспортов и другие сведения, имеющие отношение к приблизительно 214 тысячам компаний, большинство которых находится в Панаме и на Британских Виргинских Островах.
За несколько дней до публикации Mossack Fonseca отправила клиентам письмо с сообщением о взломе своих серверов и утечке информации о деятельности фирмы, тем самым, по сути, подтвердив подлинность документов, попавших в руки расследователей. А занимались архивом 107 средств массовой информации по всему миру, в том числе Центр по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP) и многие другие. Таким образом, с документами работали почти 400 журналистов.
Вечером в воскресенье, 3 апреля, СМИ начали обнародовать материалы из «Панамского архива», в частности, информацию о том, что с помощью офшоров минимизировать налоговые издержки пытались 12 бывших и действующих глав государств, а также 128 политиков и известных персон. Среди клиентов Mossack Fonseca значатся также почти 20 граждан Украины.
Изучая документы компании Mossack Fonseca, журналист «Громадського ТВ» Дмитрий Гнап выяснил, что мэр Одессы Геннадий Труханов имеет российский паспорт и через офшорные компании на Виргинских Островах владеет строительной компанией РОСТ. При этом в регистрационных документах Геннадий Труханов числится как гражданин России. Дмитрий Гнап напомнил, что слухи о российском гражданстве одесского мэра ходили и раньше.
Два года назад народный депутат Владимир Арьев выложил в «Фейсбуке» копии документов Федеральной миграционной службы России, свидетельствующих о том, что у Геннадия Труханова два российских паспорта: один с регистрацией в Дагестане, другой — в Сергиевом Посаде. Причем последний документ Труханов получил в 2011 году повторно — в связи с достижением 45-летнего возраста. Тогда мэр Одессы опроверг информацию о своем российском гражданстве. Сейчас же, когда журналист «Громадського ТВ» предоставил копии регистрационных документов из виргинских офшоров, в которых указаны данные российского паспорта Труханова, мэр Одессы просто ушел в отпуск.
Автор проекта «Наші гроші» журналист Денис Бигус, изучив документы «Панамского архива», выяснил, что глава НБУ Валерия Гонтарева до перехода в Нацбанк была бизнес-партнером заместителя главы российского «ВТБ банка» Юрия Соловьева. Но после введения секторальных санкций США и ЕС против РФ прекратила совместный бизнес с российским госфинансистом…
Международный консорциум журналистов-расследователей опубликовал также информацию, касающуюся экс-премьера Павла Лазаренко, бизнесмена Мохаммада Захура и действующего президента Петра Порошенко.
В частности, сайт консорциума журналистов-расследователей сообщает: «Когда в 2014 году Петр Порошенко боролся за высший государственный пост, он обещал избирателям, что продаст принадлежащую ему компанию Roshen — крупнейший кондитерский бизнес в Украине, чтобы полностью сосредоточиться на управлении страной.
«Если меня изберут, я буду действовать честно и продам концерн Roshen. Как президент Украины я хочу и буду заботиться исключительно о благосостоянии страны», — заявил Порошенко в интервью немецкой газете Bild менее чем за два месяца до выборов.
Однако действия финансовых советников украинского президента и его самого заставляют предположить, что на деле больше чем благом страны Порошенко был озабочен собственным благом. Отстаивая личные интересы, Порошенко (его состояние оценивается в 858 миллионов долларов), по мнению некоторых, даже позволил себе дважды нарушить закон, представить недостоверную информацию и лишить страну крайне нужных ей в ситуации войны налогов.
Произошло это, когда он учредил офшорную холдинговую компанию, чтобы перевести свой бизнес в юрисдикцию Британских Виргинских Островов (БВО). Этот офшор с недоброй славой часто используют те, кто хочет скрыть собственность или уйти от налогов.
Его финансовые консультанты говорят, что Виргинские Острова были выбраны, чтобы сделать корпорацию Roshen более привлекательной для потенциальных покупателей из-за рубежа. Но одновременно это означает, что Порошенко мог сэкономить миллионы долларов налогов, которые иначе он должен был платить в Украине.
Горькая ирония этой истории заключается, в частности, в том, что новость о «президентском офшоре» появляется в тот момент, когда украинское правительство активно борется с использованием «налоговых гаваней», из-за которых, по данным одной из международных организаций, страна недополучает ежегодно 11,6 миллиарда долларов…"
Как свидетельствуют материалы, обнародованные Международным консорциумом журналистских расследований, финансовые и юридические консультанты Порошенко в течение 2014 года создали несколько офшорных компаний на Британских Виргинских Островах, Кипре и в Нидерландах, куда были выведены активы Roshen, чтобы не платить в Украине налоги с продаж. При этом Петр Порошенко не указал свою новую офшорную компанию в финансовой декларации за 2014 год. Нет сведений об этом и в декларациях за 2015 год. Хотя, согласно информации ICIJ, по состоянию на 8 декабря 2015 года Порошенко оставался прямым владельцем акций фирмы Prime Asset Partners Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских Островах 21 августа 2014 года.
Авторы расследования констатируют, что «регистрация компаний Порошенко проходила в один из самых трагичных для Украины моментов… В августе украинский Генштаб поставил задачу вернуть потерянные в Донбассе территории и приказал четырем добровольческим батальонам занять Иловайск — важный железнодорожный узел в 40 километрах от Донецка. Расчет был на то, чтобы перерезать пути снабжения из России вооруженных противников Киева в Донецке. Украинское командование, однако, не учло, что, по разным данным, в этот район выдвинулись три тысячи 500 кадровых российских военных. 21 августа в результате интенсивного обстрела из российского оружия погибли 27 украинских солдат, а события тех дней скоро назовут „Иловайским котлом“. Именно в этот день был официально зарегистрирован офшорный холдинг Порошенко на Британских Виргинских Островах…» Авторы расследования попросили руководителя Transparency international в Украине Алексея Хмару прокомментировать эту информацию. Он сказал, что с моральной точки зрения президент в ситуации, сложившейся на фронте, должен был отложить все личные интересы…
Журналисты, изучавшие документы из «Панамского списка», проанализировали также заявление Петра Порошенко 14 января 2016 года о том, что он передал свою долю в Roshen в слепой траст и больше не имеет возможности контролировать этот актив. Расследователи считают, что о слепом трасте пока следует говорить лишь в будущем времени, а управление концерном осуществляется традиционным способом…
Информация о создании президентом Украины офшорных компаний вызвала бурную реакцию в обществе. Член фракции «Блок Петра Порошенко» Мустафа Найем считает необходимым создать в Верховной Раде следственную комиссию из юристов и финансистов, чтобы провести независимое расследование, вплоть до публичных допросов и открытых заседаний. По словам народного депутата, с юридической точки зрения опубликованная информация весьма скупа и в документах нет доказательств совершения уголовного преступления. «Актив все еще не продан, обвинить в уходе от уплаты налогов невозможно. Умысел совершить такую сделку доказать будет сложно и, скорее всего, это привяжут к „слепому трасту“ и подготовке к продаже, что президент и обещал. Что касается не указания в декларации, согласно действующему законодательству, это не уголовное преступление. Из чего вытекает, что начать процедуру импичмента — о чем уже многие написали — будет невозможно. Это безотносительно к тому, что закона об импичменте в украинском законодательстве в принципе нет», — написал в «Фейсбуке» Мустафа Найем.
Парламетарий отметил, что важен также политический аспект обнародованной информации, который скажется на репутации Петра Порошенко. «Учитывая, что юридический аспект объяснить намного сложнее, общественность будет требовать внятных объяснений как лично от самого главы государства, так и от независимых экспертов. Полная открытость и прозрачность всех этапов разворачивания этого скандала — единственный выход из ситуации», — считает Мустафа Найем.
Его коллега по фракции Владимир Арьев отметил, что через создание офшорных фирм президент пытался продать Roshen «хоть каким-то образом». «Ведь „лобового“ покупателя в условиях прямой военной агрессии в 2014—2015 гг. найти было трудно… Система готовилась явно под покупателя, который хотел осуществлять операцию под другой юрисдикцией», — считает народный депутат. Как бы там ни было, по словам политолога Виталия Кулика, факт остается фактом: «Разделения бизнеса и власти в случае Порошенко не произошло — он не продал свои активы».
Политический обозреватель Виталий Портников констатирует, что реакция украинцев на офшорный скандал демонстрирует, чем современная Украина отличается от России.
«Практически никто не утверждает, что глава государства может делать все, что хочет. Нет, дискуссия идет главным образом о мере ответственности. О политических последствиях — будут они или нет. О том, что должны предпринимать недавно сформированные антикоррупционные органы. И сторонники, и оппоненты Петра Порошенко не сомневаются в том, что он — такой же гражданин, как и все остальные. Гражданин, который несет ответственность за свои поступки и свои проступки», — написал Виталий Портников в рубрике «Право автора» на сайте «Радио Свобода».
Свое мнение в соцсетях выразили также эксперты в сфере экономики и инвестиций. «Украинцы узнают, что президент оформлял собственность на свои активы не напрямую, а через ряд юридических лиц, включая те, которые зарегистрированы в офшорных зонах, — написал в соцсетях финансист Алексей Геращенко. — И здесь возникает большой разрыв между восприятием специалиста и неспециалиста. Специалист говорит: „Тю, так работает весь мир“. Так и есть. Facebook, в котором вы это читаете, Google, в котором вы что-то ищете, Samsung или Apple, благодаря которым вы звоните, и многие другие, практически все мировые глобальные корпорации, так или иначе структурируют свою деятельность, оптимизируя налогообложение с помощью иностранных юрисдикций. А помогают им это делать законно лучшие и честные аудиторские компании „большой четверки“ и топ-консалтинговые и юридические компании…».
По его мнению, пока президента в этой истории регистрации офшорных компаний можно обвинить только в том, что «он действовал не как Робин Гуд, а придерживался общепринятой мировой практики, законной и повседневной». «Хотя по большому счету это претензия не столько к Украине, сколько именно к мировой финансовой практике. Положа руку на сердце, это неправильно. Мир должен измениться», — констатировал эксперт.
Член совета директоров украинского сообщества специалистов по инвестициям CFA Ukraine Алексей Соболев считает, что Петру Порошенко просто сильно не повезло. «Вляпаться» в список крупнейшего офшорного скандала, просто открыв фирму на BVI (Британские Виргинские Острова), и не проведя там никаких операций. Не важно, нарушил он что-то или нет (правильный ответ: нет), но в медиа он уже стоит в одном ряду с Путиным и другими упырями", — написал Алексей Соболев в «Фейсбуке». По его словам, тройная структура BVI — Нидерланды — Кипр — это типичный признак подготовки к транзакции (продаже). «То есть этот слив, наоборот, нам говорит, что президент не врал, когда рассказывал, что хочет продать Roshen», — отметил эксперт. Кроме того, Алексей Соболев считает, что «никто не уклонялся от налогов». «Если вы когда-либо читали, что какой-то большой украинский бизнес продали, то практически всегда это означает, что продали акции офшора. Это связано с тем, что нашей судебной системе не доверяют, поэтому покупать завод по украинскому законодательству очень рискованно», — пояснил эксперт.
Алексей Соболев также отмечает, что когда Roshen не удалось продать, то в декабре 2015 года решили создать слепой траст, и директор BVI попросил передать документы «Ротшильдам». «Сделать слепой траст сложно и долго, потому что надо отделить собственника от управления его же имуществом, поэтому нормально, что полностью юридическая структура еще не выстроена, если ее решили сделать только четыре месяца назад», — отметил Алексей Соболев.
Как бы там ни было, вчера глава украинского государства так прокомментировал скандал: «После избрания на пост президента я отошел от управления активами, поручив это дело соответствующим консалтинговым и юридическим компаниям. В ближайшее время они объяснят ситуацию гражданам Украины».