Клуб потребителей

Оптовая цена на курятину снизилась, но в магазинах мясо птицы не дешевеет

8:30 — 6 апреля 2016 eye 1183

Почти 40 процентов своих доходов наши сограждане тратят на еду. Об этом сообщает Государственная служба статистики Украины. А стоимость продуктов продолжает расти. Многие поставщики и супермаркеты накручивают цены, прикрываясь девальвацией гривни. Нам же остается только искать, где подешевле, или вовсе отказываться от некоторых привычных продуктов.

В 2015 году траты граждан составили два нынешних бюджета Украины

В Госстате подсчитали, что в 2015 году граждане потратили на товары и услуги 1 триллион 325 миллиардов 535 миллионов гривен. Это в два раза больше, чем расходная часть бюджета Украины на 2016 год, составляющая 667,8 миллиарда гривен.

Львиную долю — 38,4 процента своих доходов, или более 509 миллиардов гривен — граждане Украины потратили на покупку продуктов питания и безалкогольных напитков.

На оплату жилищно-коммунальных услуг мы израсходовали 14,8 процента доходов, или 196 миллиарда гривен.

Следующие в списке крупных расходов — транспорт (10,4 процента, или почти 138 миллиардов гривен) и вредные привычки (7,1 процента, или 94 миллиарда гривен).

Меньше всего в 2015 году наши сограждане потратили на образование (1,1 процента, или 14,3 миллиарда гривен), на рестораны и гостиницы (2,6 процента, или 34,2 миллиарда гривен) и на связь (2,9 процента, или 38,6 миллиарда гривен). Следует отметить, что данные Госстата приводятся без учета доходов и расходов жителей оккупированного Крыма и части районов в зоне проведения АТО.

Итак, большую часть средств мы тратим на питание. Цены на продукты, без которых невозможно обойтись, выглядят все более пугающими.

Несмотря на то что многие украинцы придерживаются поста, подорожала свинина. Не дешевеет и мясо птицы. После запрета экспорта из стран ЕС в Россию европейские производители стали ввозить курятину в Украину, и оптовые цены на нее снизились. А розничные — нет.

Почему во всем мире сыры дешевеют, а в Украине — наоборот? Казалось бы, отечественные производители, которые практически лишились возможности продавать свою продукцию в Россию, должны быть заинтересованы в украинском потребителе, а потому могли бы снизить цены, поубавив свои бизнес-аппетиты. Однако глава совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский считает, что к концу года ожидается… подорожание сыров. Он поясняет, что снижение цен на сырое молоко и молочные продукты будет сезонным — с конца апреля по август, а различные ингредиенты и упаковочные материалы, которые используют отечественные производители, привязаны к курсу доллара.

«Производители и торговые сети поняли, что с повышением цен спрос особо не снижается. Тогда какой смысл продавать товар дешевле?»

Тем же, кому не хватает денег на сыр, производители любезно предлагают более дешевый сырный продукт, а также сметанный продукт вместо сметаны или спред вместо сливочного масла. И порой не стесняются продавать нам такой товар по цене настоящего сыра, масла или сметаны.

«ФАКТЫ» неоднократно писали о том, что государство должно регулировать цены на социально значимые продукты питания. Розничные наценки на молоко, мясо птицы, яйца, вареные колбасы, сливочное масло, сметану, творог и подсолнечное масло ограничены 10 процентами от оптовой цены; на сахар, крупы и макаронные изделия — 12 процентами; на говядину, свинину и хлеб — 15 процентами. Производители также обязаны согласовывать повышение цен на продукты питания (более чем на 1 процент в месяц) с Госпотребинспекцией.

Но Госпотребинспекция уже два года не работает, а продавцы умеют обходить закон. Так, социальные цены распространяются на молоко жирностью 2,5 процента. Но магазины завалены молоком жирностью 2,6 процента, на которое ограничение не действует. Та же ситуация с «чуть завышенной» на этикетке жирностью сметаны, творога. «Социальная» цена распространяется на целую тушку курицы, поэтому в магазинах предпочитают продавать бедрышки, филе, фарш…

«Уже никто не вспомнит, кто первым начал осенью повышать цены на овощи — производители, оптовики или сети, — объяснил еженедельнику „Фокус“ источник в одном из крупных агрохолдингов. — Но все очень быстро поняли, что подорожание на спрос особо не влияет. Тогда какой смысл продавать дешевле?»

Зачастую супермаркеты подстраховываются, закладывая в стоимость товара возможную инфляцию. Но даже если курс доллара не растет, почему-то забывают снижать цены. Ведь продавцов никто за это не накажет.

Весной прошлого года «ФАКТЫ» писали о том, что Антимонопольный комитет Украины оштрафовал ведущие торговые сети страны на 203 миллиона гривен за картельный сговор: как минимум 18 торговых сетей завышали цены, получив за три года дополнительный доход в 50—60 миллиардов гривен. Для каждого из нас это означает, что начиная с 2010 года мы, ежедневно покупая в супермаркетах продукты, платили за каждый товар процентов на 30 больше, чем он стоил.

Вместо того чтобы прекратить обманывать покупателей, торговые сети… подали в суд на Антимонопольный комитет. Разбирательства тянутся до сих пор. Штрафы не внесены. А мы по-прежнему переплачиваем супермаркетам за товары.

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»