Клуб потребителей

Защитники прав потребителей в ужасе от результатов рейда по киевским парикмахерским

5:45 — 20 апреля 2016 eye 11582

В последнее время люди вынуждены экономить не только на отдыхе или образовании, но даже на услугах, без которых не обойтись. Многие перестали стричься в салонах и стали пользоваться экспресс-парикмахерскими, где стрижка стоит около 40 гривен. Сотрудники Киевского городского и областного центра защиты прав потребителей прошлись с проверками по таким парикмахерским и заглянули в несколько столичных салонов красоты, к своему ужасу обнаружив, что всего десять процентов проверенных заведений используют стерилизаторы для ножниц и маникюрных инструментов.

«ФАКТЫ» разбирались, что нужно знать посетителям салонов красоты, бассейнов, тату-салонов, фитнес-клубов и соляриев, чтобы не подхватить грибок, гепатит С, ВИЧ или другие инфекции.

Возбудитель гепатитов нечувствителен к спиртам, поэтому инструменты в салонах нужно только стерилизовать

Киевлянка Светлана Воронец (имя и фамилия изменены по просьбе женщины) считает, что заразилась гепатитом С в салоне красоты.

— Если бы я знала, какой ужас мне придется пережить, то никогда не пошла бы в тот салон, — рассказывает Светлана. — Мне 25 лет, и на здоровье я никогда особо не жаловалась. В июле 2014 года мы с мужем собирались на море, и я в последний момент перед отъездом забежала в ближайший от работы салон красоты сделать маникюр и педикюр. Никогда не придавала значения тому, стерилизуют ли мастера инструменты. Даже не задумывалась над этим. Однако в этот раз я спешила и сама поторапливала девушку-мастера. Если ногти на руках она привела в порядок достаточно быстро, то с педикюром ей пришлось повозиться. Помню, что она очень старалась, но все-таки порезала мне кожу. Пошла кровь, и девушка долго не могла ее остановить. Из-за этого процедура затянулась. А мне надо было еще собирать в дорогу чемоданы, и я начала нервничать. Только из-за этого и запомнила свой злосчастный поход в салон красоты.

Ранка на ноге заживала долго. Меня удивило, что не помогала даже соленая морская вода. Я испытывала дискомфорт при ходьбе. Пришлось отказаться от нескольких интересных экскурсий.

По возвращении домой я и думать забыла об этой неприятности. А где-то через полгода стала чувствовать недомогание: появились утомляемость, частые изжоги, тяжесть в области печени. Но я списывала плохое самочувствие на бешеный ритм на работе — надо было срочно сдавать проект.

В марте мне стало хуже. Обратилась к терапевту, но анализы были нормальные. И только после того, как у меня пожелтела кожа и врач посоветовал сдать анализ на билирубин, стало понятно, что я серьезно больна. Вскоре медики поставили диагноз — гепатит С. Причем, как мне объяснили, в Украине медицинские лаборатории не могут выявить это заболевание на начальной стадии, когда оно легче поддается лечению. То есть с момента моего заражения прошло не менее полугода.

Я начала перебирать в уме ситуации, при которых могла бы заразиться. Веду более-менее здоровый образ жизни, мужу не изменяю, а у него, кстати, гепатит С не выявили. Переливание крови мне не делали. И тут я вспомнила тот случай с педикюром — меня как током ударило!

На лечение болезни ушли все наши сбережения — мы копили на машину. Знакомый врач по своим каналам заказывал мне из Швейцарии препарат, одна ампула которого стоит 13 тысяч гривен! Всего на лечение потратили около 300 тысяч гривен. Спасибо родственникам — помогали всей нашей большой семьей. И сейчас я продолжаю постоянно принимать лекарства. Но на маникюр-педикюр больше не хожу, ухаживаю за ногтями сама.

Оказывается, Светлана не одинока в своем несчастье. По словам главного санитарного врача Киева Олега Рубана, только за прошлый год в столице 30 человек заразились гепатитом в парикмахерских. Достаточно малейшего пореза, чтобы подхватить вирус. К тому же в таких местах можно заразиться грибковыми и кожными заболевания. Причем не только во время маникюра или педикюра, но и после обычной стрижки. В Киеве работают около 500 экспресс-парикмахерских, где можно постричься за 30—50 гривен. Как правило, они расположены в обычных киосках возле метро или остановок транспорта. В таких «салонах» нет водопровода и канализации, а значит, мастер не может ни вымыть руки после каждого клиента, ни правильно обработать инструменты.

Впрочем, и клиенты элитных салонов не застрахованы от грибка или гепатита, если персонал не соблюдает правила дезинфекции и стерилизации и не следит за чистотой на своем рабочем месте. Именно через необработанные инструменты может передаваться гепатит. А во время стрижки случаются микротравмы. И если на расческах и ножницах останутся следы крови инфицированного гепатитом человека, вирус может передаться следующему клиенту при использовании того же необработанного инструмента. Симптомы заражения человек может почувствовать не сразу, недаром вирусный гепа-тит С называют «ласковым убийцей».

Клиенты парикмахерских, как правило, не сохраняют чеков. Да и не во всех салонах красоты их предлагают. А без чека практически невозможно доказать, что, воспользовавшись услугами именно этого салона, вы затем заболели. Поэтому надеяться на возмещение расходов на дорогостоящее лечение не приходится. Равно как и на наказание руководства заведения, в котором халатно относятся к чистоте и не уважают клиентов.

Столкнувшись с нарушениями в подобных заведениях, нужно писать жалобу в районную санэпидемстанцию. Потому что санврачи сейчас могут выйти на проверку только по обращению потребителя. Последние два года санэпидслужба находится в стадии реформирования. Бывшую СЭС подчинили Госпродпотребслужбе, которая должна была начать свою деятельность с апреля, но пока не заработала в полную силу. К тому же санврачей лишили возможности проверять парикмахерские, солярии, аквапарки, фитнес-клубы и прочие заведения из-за введенного правительством моратория на проверки бизнеса.

Поэтому ситуация с контролем в сфере услуг весьма плачевна. Мы-то привыкли, что за подобными заведениями «присматривает» государство. Многие клиенты по-прежнему не задумываются о безопасности для здоровья, больше концентрируясь на качестве получаемых услуг. А зря. Мы видим, что мастер в салоне сбрызгивает ножницы и расческу спиртовым раствором из баллончика, и думаем, что этого достаточно. Между тем возбудитель гепатитов нечувствителен к спиртам. Чтобы полностью обеззаразить инструменты, их необходимо обрабатывать специальными антисептиками и дезинфектантами, разрешенными для использования в Украине.

В тату-салонах требуйте, чтобы мастер при вас распаковывал все одноразовые инструменты

Как пояснили в Киевской СЭС, использованный инструмент после каждого клиента сначала необходимо на полчаса замочить в специальном дезинфицирующем растворе, вымыть и только потом поместить в стерилизационное устройство — на обработку ультрафиолетом или инфракрасными лучами. Процедура может длиться час. Поэтому мастера в парикмахерских и маникюрных салонах должны иметь не менее двух наборов инструментов. Но парикмахерские принадлежности очень дорогие, так что далеко не у каждого мастера есть два комплекта. Да и зачем тратиться, если клиенты особо не придираются, а контролирующие органы не придут, потому что не уполномочены на внеплановые проверки.

По многочисленным жалобам киевлян на проверку парикмахерских и салонов красоты вышли сотрудники Киевского городского и областного центра защиты прав потребителей, качества и безопасности продукции. В течение трех последних месяцев они обнаружили не только нарушения санитарно-гигиенического режима.

— Больше всего нас впечатлили мастера в экспресс-парикмахерских, — рассказала «ФАКТАМ» первый заместитель руководителя Киевского городского и областного центра защиты прав потребителей, качества и безопасности продукции Роксолана Цирук. — Процентов 80 из них даже не знали, что у парикмахера должна быть медицинская книжка! Большинство мастеров оказались практикантами, официально не оформленными. Ведь так называемые парикмахерские в киосках по документам обычно являются ФОПами (фізична особа-підприємець). На вопрос о дезинфекции инструментов нам показывали неэффективный спиртовой раствор. А стерилизаторов не было. В таких парикмахерских клиентам не моют голову, потому что нет воды. Но и руки после каждого клиента мастер не моет. Когда мы говорили мастерам, что они в первую очередь подвергают опасности себя, большинство сильно удивлялись.

Парикмахеры из киосков понятия не имели о том, как правильно проводить дезинфекцию инструментов и помещения. В некоторых салонах красоты неправильно пользуются стерилизаторами. Обычно так бывает, когда покупают самые дешевые приборы с инструкциями на китайском языке. Поэтому парикмахеры неправильно выставляют режимы стерилизации или, экономя электроэнергию, стерилизуют инструменты минут 15, а не час, как того требуют нормы.

Только десять процентов проверенных нами парикмахерских имели санитарно-гигиенические выводы и некоторые документы на косметические средства. Как правило, краски, шампуни, бальзамы, лаки для ногтей закупаются на каких-то оптовых складах сомнительного происхождения.

Хочу также предостеречь посетителей соляриев, которые часто располагаются при салонах красоты, чтобы они требовали показать им документ о метрологической поверке приборов. Если те неправильно настроены, клиент может получить ожог или подвергнуться вредному для здоровья излучению. В тату-салонах требуйте, чтобы мастер при вас распаковывал все одноразовые инструменты, остальные стерилизовал, а краски использовал только из нераспечатанных упаковок, чтобы не занести инфекцию. Кстати, немногие знают и то, что в саунах, бассейнах, физкультурно-оздоровительных учреждениях через воду бассейнов передается до 16 инфекционных болезней кожи, слизистых оболочек и внутренних органов. Поэтому, перед тем как воспользоваться услугой, вы имеете право требовать у администрации заведения результаты последнего ведомственного бактериологического контроля. Если заведение дорожит своей репутацией, то, как правило, самостоятельно обращается в СЭС, не дожидаясь проверок и жалоб от клиентов.

При получении услуг в парикмахерских, салонах красоты, соляриях, бассейнах вы имеете право: