Бывшие бойцы батальона «Донбасс» обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Жертвы тех, кто посрамил честь батальона, решили публично рассказать о пережитом. Они опасаются, что из-за общественного резонанса, разгоревшегося вокруг этого дела, их обидчики могут избежать наказания. Пролил свет на «подвиги» обвиняемых правоохранитель, расследовавший преступления этой группы, и бойцы батальона, которые героически сражались с врагом.
— Налетчики требовали миллион. Откуда они взяли, что у нас есть миллион? — говорит одна из потерпевших Елена (имя изменено), жена предпринимателя из Доброполья Донецкой области.
Перед налетом ей позвонила подруга, сообщив, что возле торгового центра люди в камуфляже с нашивками батальона «Донбасс» высадили мужа Елены из автомобиля, пересадили в белый микроавтобус и увезли.
— Увидев, что этот бусик подъезжает к нашему дому, я отдала племяннику деньги, — вспоминает потерпевшая, — и он успел выпрыгнуть с ними в окошко — благо у нас квартира на первом этаже.
Буквально через минуту люди в камуфляже забежали в квартиру, бросили женщину на пол, связали ей руки, начали таскать за волосы и бить по лицу. Требовали деньги, злились из-за того, что их не находили. Перевернув все вверх дном, вынесли более-менее ценные вещи, попадавшиеся им под руку. После чего Елену прямо в халате бросили в микроавтобус, где уже находились ее муж с товарищем.
— Мужа ударили прикладом по голове, меня — по спине, надели нам черные пакеты на голову, чтобы не видели, куда везут, — продолжает Елена. — Бросили в подвал… Меня грозились изнасиловать, но в итоге пришли всей толпой снимать с меня золото. Всякий раз, когда открывалась дверь, я вздрагивала.
Затем Елену отвезли на автобусную остановку, вручив ей мобильный телефон, 50 гривен на проезд и записку с номером телефона, по которому она должна позвонить, когда родители ее мужа раздобудут сто тысяч гривен, — такой выкуп за мужчину требовали похитители.
— Я стояла на остановке в халате и шлепанцах, с мобильным телефоном и запиской в руке, — рассказывает потерпевшая. — Меня предупредили: «Если привезешь сто тысяч, с мужем будет все в порядке. Не привезешь — убьем его». Потом, когда нас отпустили, мы увидели, что нас держали на территории предприятия, где базировалась группа бойцов батальона «Донбасс». Люди в камуфляже с нашивками батальона не скрывали своих лиц.
Супругов продержали в подвале неделю. Похитили их 19 августа 2014 года. В эти дни у ребят, которые пришли в добровольческий батальон «Донбасс» защищать землю от врага, началась битва за Иловайск. И кто-то погиб в Иловайском котле или потерял боевых товарищей. Кто-то, мучимый жаждой и голодом, выходил из окружения. Кто-то попал в плен, потом долго мытарствовал с ранениями по госпиталям.
Но те шестеро, которые сегодня находятся под арестом, в это время «воевали» в городах, которых война не коснулась: Доброполье, Селидово, Горняк, Украинск, Красноармейск.
— Батальон был разбросан по территории Донбасса, группы дислоцировались в разных населенных пунктах, — рассказывает Алексей Марцинюк («ФАКТЫ» писали об этом бойце), тогда воевавший в составе «Донбасса». — Один их тех, кто сейчас под арестом, был командиром моей группы, которая базировалась в городе Курахово. Съездив куда-то, он пригнал бусик, заверив, что это ему наркобарон подарил. Еще у пары его помощников появились деньги, у одного — машина. Не думаю, что все это им подарили. Но они меня в свои дела не посвящали.
Алексей не исключает, что сегодняшние фигуранты уголовного производства добыли появившийся у них транспорт, промышляя мародерством. В то же время он заверил, что те люди, которые были в его группе (из числа арестованных сейчас), принимали участие и в боевых действиях. В частности, в те августовские дни он вместе с ними вывозил побратимов из-под Иловайска.
*У задержанных изъяты оружие и боеприпасы
Однако у тех членов преступной группы, которые оставались на мирной территории, в разгаре были другие «битвы» — с местными предпринимателями, чье имущество они экспроприировали с оружием в руках. Расследование по делу насчитывает 28 криминальных эпизодов.
— Следствию есть что предъявить суду: по месту жительства арестованных изъяты принадлежавшие потерпевшим золотые украшения, компьютеры, автомобили, — рассказывает Артем Васицкий, заместитель начальника управления криминальной полиции Главного управления Национальной полиции Донецкой области. — Кстати, несколько «трофейных» автомобилей они успели продать, и мы нашли их уже в других регионах страны. Также в гараже одного из задержанных изъято оружие — гранатометы, автоматы, граната.
По информации Артема Васицкого, несколько уголовных производств объединились в одно расследование после того, как год назад на территории Красноармейского района нашли тело местного жителя, пропавшего без вести. Его обнаружил весной 2015 года тракторист, работавший в поле. При убитом были документы. Оказалось, это бывший горняк, в последние годы работавший в охране предприятия. Еще в 2014-м он был похищен людьми в камуфляжной форме. Родные его искали, подавали заявление в полицию. Позже на следствии сын и жена убитого опознали похитителей. Ими оказались подозреваемые, которые сейчас находятся под стражей.
— Сын погибшего в тот момент был рядом с отцом, похитители хотели забрать и его, но в автомобиле, на котором они прибыли, им удалось разместить лишь одного заложника, — продолжает Артем Васицкий. — Жена похищенного и сын хорошо рассмотрели людей с нашивками батальона «Донбасс» во время «обыска», который те устроили в их доме. После этого налетчики увезли главу семьи в неизвестном направлении.
Во время расследования дела, рассказал Артем Васицкий, выяснились схожие детали. Подозреваемые вламывались в дома потерпевших под предлогом «борьбы с сепаратизмом». Их визиты сопровождались обысками, во время которых «изымались вещественные доказательства» якобы противоправной деятельности местных предпринимателей — золотые изделия, деньги, бытовая техника и автомобили.
Некоторые потерпевшие были установлены уже в ходе следствия. Они не обращались в правоохранительные органы, опасаясь расправы.
— Люди были запуганы. У одного из потерпевших, владельца небольшого предприятия, угнали рабочий транспорт, — рассказывает Артем Васицкий. — Сам он успел скрыться, но вымогатели стали шантажировать его, похитив брата. Заложник, переживший плен, был так психологически надломлен, что больше года… не выходил из дома.
— Меня отвезли в подвал, где я большую часть времени находился с пакетом на голове, — вспоминает бывший заложник. — Били. Пытали электрошокером. Самое страшное было, когда сбивали яблоко у меня с головы. Сначала из «воздушки», а потом целились из пистолета Макарова.
Присутствие в домах потерпевших детей и даже младенцев не смущало членов преступной группы при «обысках», а попросту — грабежах.
— Я купала сына в ванной, как вдруг у меня за спиной появился мужчина с автоматом и в маске: «Доставайте ребенка и идите в комнату», — вспоминает жена предпринимателя из Селидово Татьяна (имя изменено) события 11 августа 2014 года. — Спрашивают: «Где деньги?» Я сказала. А когда вышла с ребенком из комнаты, — ни мужа, ни машины. Спрашиваю у командира группы, что случилось. Говорит: «Муж твой у нас пока побудет».
Ребенку тогда было полгода. Спустя четверо суток командир, «задержавший» предпринимателя, позвонил его жене: «Мужа своего хочешь увидеть? Тогда надо помочь армии». «В каком размере?» — поинтересовалась женщина. «А сколько ты можешь?» — в свою очередь спросил командир.
— Я ему говорю, мол, вы же все забрали, — продолжает Татьяна. — Он назвал сумму в пять тысяч гривен. Я заняла деньги у знакомых и привезла их командиру в Красноармейск. Когда вывели мужа, обратила внимание на табличку: «База расположения батальона «Донбасс». Они не скрывали, кто такие. Тогда только они у нас в городе и стояли. Именно те люди, которые были у меня, сейчас сидят в следственном изоляторе.
Видео с откровениями потерпевших выложил на своей странице в «Фейсбуке» начальник главка Национальной полиции Донецкой области Вячеслав Аброськин.
«Некоторые порядочные люди, волонтеры, не полностью владея ситуацией, встали на защиту бывших бойцов добровольческого батальона „Донбасс“, которые были задержаны полицией Донетчины за совершенные ими тяжкие и особо тяжкие преступления. В настоящее время идут судебные заседания, и суд решит степень виновности или невиновности каждого из шести арестованных», — так прокомментировал видео Вячеслав Аброськин.
*Люди из группы поддержки пытаются представить уголовное производство как несправедливое преследование патриотов
«Это та банда, о которой мне рассказывал мэр Доброполья. Я отправлял туда бойцов нашего батальона, чтобы их арестовать, — заметил, посмотрев видеозапись, один из тогдашних командиров „Донбасса“. — Из батальона их я на тот момент уже давно выгнал, но они не уехали к себе домой, а „мародерили“ в Доброполье и Красноармейске, прикрываясь именем батальона».
Подозреваемым грозит до 12 лет лишения свободы. Люди из группы поддержки пытаются представить уголовное дело как несправедливое преследование добровольцев-патриотов. В связи с общественным резонансом, нарушениями общественного порядка, блокировкой суда и угрозами во время судебного заседания Апелляционный суд Донецкой области обратился в Главное управление Национальной полиции Донецкой области с требованием обеспечить правопорядок во время заседаний. По этому факту открыто уголовное производство по статье «Вмешательство в деятельность судебных органов». Охрану порядка в ходе судебных заседаний в Бахмуте обеспечивают бойцы батальона спецназначения областного главка.
*Охрану порядка в ходе судебных заседаний в Бахмуте обеспечивают бойцы батальона спецназначения МВД
— Я не оспариваю тот факт, что фигуранты уголовного производства принимали участие в боевых действиях и, возможно, в бою проявили себя достойно. Суд это учтет, — говорит Артем Васицкий. — Но никто не давал права бойцам вершить судьбы людей, подменяя следственные органы и правосудие. Жертвы преступлений надеются на то, что их обидчики понесут заслуженное наказание. Они рассчитывают на верховенство права в нашем государстве. Ведь когда подозреваемые, которые не скрывали своей принадлежности к добровольческому батальону, незаконно врывались в дома мирных граждан, отнимали у них имущество и лишали свободы, они фактически подрывали авторитет своего батальона и украинских военных в целом.