Клуб потребителей

"Если просто влить спирт в имеющийся на нашем рынке бензин, полученный продукт не будет соответствовать стандартам качества"

7:30 — 19 мая 2016 eye 1385

Государство вновь пытается ввести обязательное добавление биоэтанола в горючее, которое продается на отечественных автозаправках

После долгого затишья правительство решило возобновить попытки ввести обязательное добавление биоэтанола в нефтепродукты, продаваемые на отечественном рынке. На днях в Министерстве аграрной политики Украины опять заговорили о необходимости повысить содержание спирта в бензине до 10 процентов, ссылаясь в этом вопросе на европейский опыт. Однако многие эксперты считают, что такая инициатива может негативно отразиться на качестве горючего и усилить уход топливного рынка в тень. Кроме того, государство просто не готово к внедрению подобных новшеств.

— Директивы ЕС устанавливают норму биоэтанола в автомобильном топливе на уровне 10 процентов, поскольку выбросы вредных аэрозольных частиц при этом уменьшаются на 50 процентов, а оксида углерода — на 30 процентов, — заявила на днях заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Елена Ковалева. — Наша страна тоже должна сделать норму содержания биоэтанола в топливе обязательной. Этим мы не только позаботимся об экологии, но и дадим толчок производству биоэтанола в нашей стране. Необходимые мощности уже имеем, а развитый аграрный сектор обеспечивает достаточным количеством сырья для производства.

Это далеко не первая попытка ввести обязательное добавление спирта в бензин. Стоит напомнить, что еще летом 2012 года парламентом был принят поданный правительством Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов». Согласно документу с 1 января 2014 года вводилась обязательная норма содержания биоэтанола не менее 5 процентов в горючем, которое производится и реализуется на территории Украины. А с 2016 года содержание спирта должно было составлять уже минимум 7 процентов. Также закон гласит, что производством бензинов моторных смесевых или с добавлением биоэтанола и биокомпонентов на его основе должны заниматься только предприятия, определенные Министерством энергетики и угольной промышленности. Правда, данный закон так и остался лишь на бумаге.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна:

— Закон об обязательном добавлении в бензин биоэтанола давно вступил в силу, но так и не заработал. А все потому, что он противоречит многим другим нормативным актам. Соответственно, необходимо изменение или принятие целого пакета постановлений, стандартов качества, технических норм и так далее. Кроме того, возникает серьезная проблема с фискальными органами, поскольку нигде не описана процедура налогообложения такого топлива. Ведь с точки зрения налоговиков, при смешивании бензина со спиртом мы получаем новый продукт. А значит, это новое производство со всеми вытекающими налоговыми обязательствами. Формально они правы, но тогда фактически возникает даже не двойное, а тройное налогообложение: производитель бензина уплачивает налоги и акцизы, производитель спирта тоже вносит налоги и акцизы, а затем предприятие, смешивающее эти две жидкости, то есть, по сути, производящее новый продукт, с иными эксплуатационными характеристиками, должно снова рассчитаться по налогам. А если платить налог не надо, это должно быть четко указано в соответствующих нормативных документах. То есть закон есть, а подзаконных актов для его работы нет.

Кроме того, есть множество технических вопро­­сов. На данный момент мы 80 процентов бензина импортируем. Как в него добавлять биоэтанол? Кто этим должен заниматься? Понятно, что лоббисты данного закона ставят перед собой цель — использовать украинский спирт. С точки зрения поддержания отечественного производителя и снижения энергозависимости, все пра­вильно. Но,­ учитывая то, что механизма добавления биоэтанола в Украине нет, для выполнения закона теоретически можно ввозить импортный бензин уже с необходимым содержанием биоэтанола. Однако тогда мы фактически будем поддерживать зарубежных производителей спирта.

Еще один важный момент. Мы импортируем качественный готовый марочный бензин, с четкими техническими и эксплуатационными показателями, уже готовый к использованию. В него ничего нельзя добавлять! А значит, для выполнения закона необходимо ввозить некий технический компонент бензина, при добавлении в который спирта получается готовый стандартный продукт. Но для этого нужно четко знать, какие свойства у данного биоэтанола, будет ли его качество стабильным…

— Ну и, наверное, надо знать, как такое топливо будет влиять на двигатель автомобиля?

— На самом деле ничего страшного в смесевом горючем нет, если оно качественное. Любой бензин содержит так называемые оксигенаты. Это октаноповышающие добавки, обеспечивающие горение топлива в двигателе. Они есть в бензине в любом случае. Но закон, о котором мы говорим, фактически обязывает использовать в качестве оксигенатов биоэтанол. Технически это вполне нормально. Однако необходимо, чтобы конечный продукт, получаемый путем смешивания технического бензина с биоэтанолом, отвечал стандартам качества, которые продиктованы производителями моторов. Следовательно, должна быть соблюдена технология, а затем обеспечен жесткий контроль качества получаемого топлива. Необходимы соответствующее оборудование для производства, лабораторные комплексы для контроля и так далее. Добавление биоэтанола не вводится нахрапом, как пытаются сделать у нас. Правительство сейчас в очередной раз наступает на одни и те же грабли.

Если действовать, как предлагают некоторые лоббисты от Кабмина, то есть просто «булькнуть» спирт в имеющийся на нашем рынке бензин, то полученный продукт тут же выйдет из многих параметров технического регламента. В частности, по содержанию кислорода и ароматических углеводородов. А это недопустимо.

— Достаточно ли в Украине спирта, чтобы полностью обеспечить потребность в нем топливного рынка?

— Не думаю. Большинство предприятий спиртовой отрасли остановлены. По моим данным, сегодня работают только два завода из десяти. Причем это частные предприятия. Поэтому в случае внедрения обязательного добавления спирта в бензин может оказаться, что спирта в нужных объемах у нас просто нет.

— Подобные программы уже давно действуют во многих странах. Насколько они эффективны?

— В том-то и дело, что сегодня, когда мы пытаемся внедрить добавление биоэтанола в горючее, большинство стран, где такие программы уже существуют, сворачивают их. Из чего у нас делают биоэтанол? Из кукурузы и пшеницы. Но сейчас многие в мире отказываются от системы использования зерновых культур для производства топлива. Ведь фактически это превращение человеческой пищи в горючее для машин. Ведущие специалисты приходят к выводу: кощунственно истощать ресурсы плодородной земли для получения топлива. Поэтому если и запускают подобные программы, то лишь в целях производства так называемого биотоплива второго поколения. Это переработка в горючее промышленных и бытовых отходов. Планируется также выращивание непищевых культур для получения биоэтанола.

Возникает вопрос: если во всем мире отказываются от программ обязательного добавления спирта в горючее, то зачем мы стремимся их внедрять? Не говоря уже о том, что только на введение этой программы потребуются два-три года и сотни миллионов гривен. Причем расходы, скорее всего, будут возложены на нефтетрейдеров, а те переложат их на плечи покупателей.

Кроме того, не ясно, как это отразится на качестве топлива. Уже сейчас есть немало нареканий, а что будет, если государство обяжет всех нефтетрейдеров по сути «бодяжить» горючее? Притом что у нас в стране фактически отсутствует системный контроль качества топлива. Поэтому у недобросовестных продавцов появится широкое поле для всевозможных злоупотреблений.

Еще раз подчеркну: внедрять обязательное добавление биоэтанола в бензин можно только при наличии четкой комплексной государственной программы, строго регламентирующей все этапы производства, реализации и контроля качества горючего. В противном случае мы получим лишь негативный эффект в виде увеличения вредных выбросав в атмосферу и еще большего ухода в тень отечественного топливного рынка.

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»